Навигационная структура

В зависимости от целей и задач, которые должен выполнять сайт, на нем может размещаться различный объем информации. Небольшой объем информации может быть размещен на одной странице сайта (сайт-визитка, одностраничный-сайт), однако большой объем различной информации лучше разделить на несколько информационных разделов, которые оптимизируются для хранения и отображения однотипной информации, например, фотографий, каталог товаров, контактная информация, о компании и др. Для связывания отдельных частей информации служит навигационная система.
Навигационная структура сайта представляет собой иерархическую систему, которая должна решать следующие задачи:
  • Логически объединять отдельные информационные блоки
  • Служить оглавлением всего информационного ресурса и давать представление об информации, которая находится на нем
  • Показывать элементы управления, с помощью которых посетитель может переходить в тот или иной раздел или страницу сайта для получения заинтересовавшей его информации
  • Отображать текущее местоположение посетителя на сайте
На этапе планирования информационного ресурса происходит определение и постановка задач, которые смогут решать посетители с помощью него. Необходимо определить тип ресурса и его тематическую направленность (поскольку обо всем в мире рассказать невозможно, да и не нужно), с учетом возможностей и темпов его дальнейшего развития. Тематическая направленность ресурса играет достаточно важную роль, поскольку она непосредственно влияет на информацию, логическую связь между частями которой и осуществляет навигационная структура. При этом необходимо учитывать баланс между информационностью, простотой использования навигации и рекламной политикой.
Информационность навигационной структуры заключается в том, чтобы кратко показать посетителю информационный потенциал данного ресурса и заинтересовать его. Последнее обстоятельство особенно важно обеспечить для новых посетителей, которые еще не знакомы с сайтом. Поскольку текстовые навигационные ссылки позволяют быстро ознакомиться с содержанием сайта, то посетители чаще всего обращаются к ним, и в этом случае навигационная структура выступает не только как информационный элемент, но и как элемент рекламы самого сайта. Недостаточное понимание данного момента приводит к появлению "креативной", но трудно воспринимаемой и даже непонятной навигации, при построении которой основное внимание уделялось ее оформлению и информационной насыщенности, а не удобству работы с ней. Искусство построения грамотной навигации и состоит в том, чтобы быстро и понятно обозначить посетителю круг вопросов, который он может решить с помощью данного сайта.
Следует различать логическое и физическое распределение информации. Посетителю не важно, как и где хранится информация - на одном сервере или на разных, в базе данных или на статичной странице. Ему важна простота и удобство работы с информацией, ее доступность и скорость получения. Но разработчику для реализации эффективного взаимодействия с информацией необходимо грамотно реализовать как ее логическое, так физическое распределение. Простой пример - хранение информации в статических страницах или базе данных. До появления AJAX-технологии скорость получения небольших статичных страниц была выше скорости генерации страниц из базы данных. И это был плюс для посетителей, однако нельзя было реализовать поиск по всей структуре данных, а это уже существенный минус в удобстве работы с информацией. Поэтому, в ряде случаев, разработчики стали использовать предварительную загрузку небольших объемов данных, чтобы потом можно было производить быстрый локальный поиск информации без обращения к серверу.
Для увеличения эффективности получения информации общая навигационная структура разбивается на несколько функциональных частей, каждая из которых выполняет свои задачи. Данные части оформляются на странице в виде навигационных областей, каждая из которых содержит определенный набор навигационных элементов. Но сколько их может быть? В ряде источников говорят о правиле "5±2" - такое количество параметров человек может запомнить в своей кратковременной памяти. Но на сайте используется гораздо больше ссылок! Здесь нужно принять во внимание: способность визуальной памяти человека быстро восстанавливать "увиденное когда-то" и анализировать упорядочивание, благодаря чему нет необходимости "помнить" где и какие ссылки находятся на странице.
Всю навигацию можно условно разделить на две части: основную и вспомогательную.
К основной навигации чаще всего относят: ссылки на основные разделы или страницы сайта. Основная навигация чаще всего присутствует в неизменном виде на всех страницах сайта, тогда как вспомогательная навигация может изменяться от раздела к разделу. Можно сказать, что основная навигация похожа на главное меню Windows-приложения, хотя механизм их работы различен - щелчок на элементе главного меню открывает подменю, а щелчок на ссылке основной навигации чаще всего приводит к загрузке новой информации.
Ко вспомогательной навигации можно отнести "глубиномер" (горизонтальная область отображения пути к текущей web-странице, подобно адресной строке в проводнике Windows, которая показывает путь к файлу), который может быть полезным при работе с достаточно многоуровневой информационной структурой с большим количеством подразделов, когда для перехода на разные уровни раздела проще воспользоваться им, а не повторять путь от корневой ссылки основной навигации. Карта сайта также является вспомогательной навигацией, которая позволяет быстро перейти к подразделу каталога или странице сайта.
Хорошо, мы можем перемещаться между различными частями информации, но где мы находимся сейчас?
Для отображения текущего местоположения посетителя на сайте достаточно поместить на каждую страницу ее название, которое в идеале должно соответствовать названию ссылки, которая ведет на данную страницу. Действительно, переход по ссылке "Главная" на страницу с названием "Новости" и наоборот вызовет недоумение у посетителя.
Название страницы является обязательным элементом, который на многих сайтах отсутствует. Давайте откроем книгу со справочной информацией на любой странице и посмотрим, как она оформлена. Во многих из них в области верхнего или нижнего колонтитула, по меньшей мере, присутствует информация о главе, к которой относится данная страница. Но, поскольку книга читается более или менее последовательно, то данная информация в ней играет второстепенную справочную роль, когда как страницы сайта могут просматриваться в любой последовательности и данная информация выходит на первый план. Очень часто в качестве указателя местоположения вместо названия страницы используют навигационную ссылку в списке, которая по оформлению отличается от других, например, фоном, начертанием текста, использованием маркера или какого-то эффекта. Такое оформление может отвлекать посетителя от изучения самой информации, поскольку для определения местонахождения необходимо переводить взгляд на навигацию.
В следующем разделе мы подробнее остановимся над вопросами визуального оформления навигационной структуры.
Оглавление
Copyright © 2016