Ссылки

Некоторые юзабилити-специалисты до сих пор считают, что посещенные текстовые ссылки (далее ссылки) должны изменять свой цвет, поскольку в противном случае посетитель не может определить, какие страницы он посетил, а какие нет. "Если ссылка не изменяет свой цвет, то посетителю трудно ориентироваться на сайте".
Я считаю, что в настоящее время необходимо уточнять, о каких ссылках идет речь. В 1994 г. ссылки действительно использовались только для последовательного перехода между статичными web-страницами. Можно сказать, что в то время с помощью навигации осуществлялся последовательный доступ к информации. Но сейчас, когда многие сайты обрели черты приложений - поиск, динамическое обновление и др., то следует говорить о произвольном доступе к информации. Если раньше ссылки были чисто навигационным элементом, с помощью которого осуществлялся переход на другую web-страницу, то теперь они часто используются и как функциональный элемент, к которому невозможно применить фразу "должен изменить свой цвет после использования", поскольку как функциональный элемент они предназначены для многократного использования.
Пример. Представьте, что посетитель в Интернет-магазине из 10 ссылок на разделы каталога выбрал ссылку "Компьютеры". Значит ли это, что ссылка должна изменить свой цвет, чтобы посетитель знал, что он уже посмотрел раздел "Компьютеры"? Нет! Посетитель может перейти в этот раздел несколько раз, потому что сначала его могут заинтересовать компьютеры, потом он может перейти в другой раздел каталога, потом вернуться опять в раздел "Компьютеры", потому что теперь его интересуют Flash-карты или процессоры. Или посетитель хочет еще раз, но более внимательно посмотреть на фотографию заинтересовавшего его компьютера. Изменение цвета посещенных ссылок разделов каталога наоборот его запутают, потому что совершенно непонятно, почему они меняют цвет. Якоб Нильсен говорит, что у посетителей короткая память, и они сразу забывают о том, какие страницы они уже посещали. Но тоже самое можно сказать и о пользователях Windows. Почему бы тогда не изменять цвет названий файлов в проводнике Windows, чтобы пользователь знал, какие файлы он уже открывал ранее?
Поэтому, говоря об изменении цвета ссылок нужно уточнять, что речь идет о текстовых навигационных ссылках, тогда как текстовые функциональные ссылки не должны изменять свое оформление по определению.
В книге "web-дизайн: удобство использования web-сайтов. Якоб Нильсен и Хоа Лоранжер" есть примечание, в котором частично об этом говорится, но там опять даны противоречивые рекомендации изменять цвет ссылок в случае перехода на другую страницу. А разве посетитель не может несколько раз перейти на страницу "Контакты" или "Карта сайта", или несколько раз перейти на статичную страницу какого-то раздела каталога? Путаница в рекомендациях по оформлению ссылок происходит потому, что вопрос рассматривается с точки зрения навигации, тогда как функциональный подход разделяет навигационные и функциональные ссылки. При этом осталось уяснить, что же такое навигационная ссылка. Я бы сказал так, навигационная ссылка - ссылка, при щелчке на которой происходит переход на новую страницу с информацией, повторное изучения которой пользователю не нужно, например, переход к статьям, сноскам и др., но справочные статьи сюда не относятся, поскольку они могут изучаться многократно.
Оглавление
Copyright © 2016