Информационная структура

Прежде чем мы будем рассматривать действия посетителей на сайте, давайте вернемся к нашему примеру с книгой и посмотрим на ее страницу c оглавлением. Мы видим, что оно выполнено по следующей схеме:
  • Содержание
  • Часть
  • Глава
  • Параграфы
Поскольку глава является подразделом части, то ее название выполнено менее крупным шрифтом, по сравнению с названием части. Название главы выполнено более крупным шрифтом, чем параграфа, поскольку последний является ее дочерним элементом. За счет такого оформления взгляд читателя движется от самой крупной надписи к самой мелкой, с постепенным уточнением информации - от общего к частному. Сначала мы видим надпись "Содержание" и сразу понимаем, что на этой странице располагается информация о том, какой материал представлен в книге и на каких страницах он находится. Потом взгляд перемещается к названию части (или частей, если они видны на странице). Если название части заинтересовало нас, то взгляд переходит к просмотру названий глав для уточнения информации, которая содержится в данной части. После выбора главы взгляд перемещается к параграфу, название которого уже дает детальную информацию о материале, который в нем содержится. Это и есть динамика информационной структуры, которая задает последовательность просмотра информации. В нашем случае динамика формируется параметрами шрифта заголовков и их относительным пространственным расположением на странице. Теперь представим себе, что название глав и параграфов отображается одним и тем же размером шрифта на одинаковом расстоянии друг от друга. В этом случае будет достаточно проблематично выделить элементы по важности, понять связь между ними и найти главу, к теме которой относятся те или иные параграфы, поскольку они визуально не будут отличаться друг от друга, т.е. возникают трудности при изучении содержания, для компенсации которых читатель будет вынужден затрачивать дополнительные усилия.
Как же выглядит информационная иерархия на web-странице? Один из вариантов может быть таким:
  • Логотип
  • Название сайта
  • Слоган
  • Название страницы
  • Заголовки
  • Навигация
  • Глубиномер ("Хлебные крошки")
  • Выделенный текст
  • Простой текст
  • Строка копирайта
Приведенная выше последовательность не претендует на то, чтобы только так и определять иерархию информации. Нужно понимать то, что вся информация на странице представляет собой единую и взаимосвязанную систему, каждая составляющая которой должна выполнять возложенные на нее функции. Рассмотрим эти функции подробнее.
Логотип - "опознавательный знак" сайта. В деловом интернете это элемент связи между реальным и виртуальным представлением той или иной организации.
Название сайта необходимо для его идентификации. Прочитав название, посетитель должен понять, куда он попал, на домашнюю страницу, сайт организации или развлекательный портал.
Слоган представляет собой рекламную фразу, которая характеризует услуги или товары и служит для привлечения внимания посетителей.
Название страницы предназначено для определения текущего местоположения посетителя на сайте.
Заголовки служат для краткого описания содержания информационного блока, к которому они относятся, или используются как рекламные фразы для привлечения внимания.
Навигация предназначена для быстрого перехода от одной информации к другой. Можно было написать для перехода между страницами, но в настоящее время это не всегда так, поскольку можно получать новую информацию, оставаясь на одной и той же странице, т.е. загружать новую информацию в текущую страницу.
Глубиномер служит для быстрого доступа к любому узлу текущей ветви раздела сайта, к которой принадлежит текущая страница. Этот элемент часто используется в интернет-магазинах, в структурах типа: раздел->подраздел1->подраздел 2 ->, что позволяет быстро перемещаться от одного подраздела выбранной ветки к другому.
Выделенный текст предназначен для акцентирования внимания посетителей на нем.
Простой текст служит в качестве носителя информации.
Строка копирайта содержит вспомогательную информацию о разработчиках сайта, дате разработки и др.
Теперь скажите, можно ли в приведенной выше структуре обойтись без слогана и строки копирайта? Вполне. А без названия сайта или названия текущей страницы? Нет, хотя без названия страницы можно увидеть много сайтов, на которых остается гадать, где же я сейчас нахожусь? Отсюда становится понятно, что любая информационная структура состоит из обязательных и ключевых элементов (естественно эти элементы на рекламном плакате и web-странице будут разными), и второстепенных, которые могут присутствовать или отсутствовать на странице. Во многом это зависит от общепринятых правил и информационной архитектуры самого сайта.
На web-странице может находиться большое количество информационных элементов, поэтому для упрощения восприятия и различимости web-разработчику необходимо производить их группировку. Для этого используют два подхода: от общего к частному и от частного к общему. Первый подход служит для определения общей структуры информации, второй - для детальной проработки отдельных ветвей этой структуры.
Графически информационную структуру сайта можно представить в виде независимых вложенных информационных блоков, оформленных различным способом и размещенных на плоскости.
Мы много говорим об информационной структуре web-страницы, но что это такое? Вообще говоря, информация на web-странице - все, что посетитель видит на ней - навигационные ссылки, графика, реклама и др. (нужная или не нужная посетителю - другой вопрос). Поэтому логично предположить, что информационная структура включает в себя все эти элементы. Однако для более удобного взаимодействия с информацией производится раздельное изучение структуры связей внутри каждого информационного блока (информационная структура) и структуры связей между информационными блоками (навигационная структура).
Рассматривая информационную структуру можно выделить важные параметры информации - объем и детальность, а в визуальном плане - оформление и расположение. Мы пришли к тому, что работая с информационной структурой web-разработчик должен учитывать как смысловое, так и визуальное удобство работы с информацией. Об этом много говорит Якоб Нильсен, когда рекомендует сокращать тексты на web-страницах и оформлять их удобным для чтения посетителями образом. Поскольку обе эти составляющие влияют на удобство восприятия информации, то нас может интересовать вопрос, а что же больше доставляет неудобства посетителям - непонятный смысл или оформление? Оставив конкретные цифры для любителей исследователей мы заметим, что сначала посетитель воспринимает графическое оформление информации, а потом уже ее смысл. А это значит, что трудное для восприятия графическое оформление информации существенно снизит процент посетителей, которые дойдут до восприятия смысла информации.
Разработка грамотной информационной структуры лежит в основе успеха и популярности информационного ресурса. Данный этап планирования требует комплексной и серьезной работы многих специалистов, поскольку на нем и будет в дальнейшем основываться дизайн сайта, его продвижение, развитие и поддержка.
Оглавление
Copyright © 2016