Что такое удобный для посетителей сайт

Ранее мы выяснили, что посетителю удобно то, что привычно - то, что он наиболее часто видит и чем привык пользоваться. Логично предположить, что в деле формирования "стандартов" определенную роль играют популярные сайты в сети, которые участвуют в формировании взглядов посетителей на то, как страницы "должны" выглядеть и функционировать на других сайтах. То есть, ведущие сайты в той или иной области формируют общее представление посетителей о сайтах в данной области, в результате чего происходит группировка сайтов, которые придерживаются той или иной разметки страницы, подачи информации, функциональности и др. Очень часто какие-то идеи в оформлении или функционале просто копируются с ведущих сайтов, в надежде, что раз это работает у них, то это должно работать и у нас.
Несмотря на то, что каждая область деятельности характеризуется своими нюансами и спецификой, можно выделить некоторые общие моменты.
Область повышенного внимания - область верхнего левого угла страницы. Это связано в частности с тем, что мы привыкли читать текст слева-направо и сверху-вниз (вспомните, как мы читаем книги), а левые верхний угол - точка привязки.
Область первоначального внимания
По этой причине логотип, который размещается в левом верхнем углу виден посетителю сразу, как и начало горизонтальной навигации и начало навигации слева. Различные исследования показывают, что наиболее часто логотип размещают в левом верхнем углу, а навигацию слева. Мы получили стандартную Г-образную навигационную разметку, которая используется в большинстве windows-приложений, где в верхней части окна расположены главное меню и панели инструментов, а слева обычно размещается панель инструментов для редактирования (в графических программах) или инспектор свойств объектов (в визуальных средах программирования). Почему это удобно? Давайте посмотрим на следующий рисунок.
Расстояние между панелью управления и рабочем полем
Оранжевым цветом показана область наиболее часто используемых инструментов, а красные линии - примерный путь указателя мыши между панелями инструментов и рабочим полем. Мы видим, что в левой части рисунка данный путь существенно короче, чем на правом рисунке. Значит, пользователь затрачивает меньше усилий при работе с левым вариантом расположения элементов управления. То есть слева сосредоточены основные инструменты редактирования для удобного и быстрого доступа к ним.
Итак - левая область web-страницы удобнее для взаимодействия и соответственно важнее правой. Почему тогда на некоторых сайтах навигация расположена справа, а информация слева? Это делается для того, чтобы дать возможность посетителю полностью сосредоточить свое внимание на информации. Когда посетитель читает текст на web-странице, то в случае левосторонней навигации при переходе на новую строку текста его взгляд постоянно "натыкается" на навигационную область. Возможно, для кого-то это покажется несущественным в случае web-страницы, но все будет зависеть от того, как оформлена эта навигация. Например в книге такие "врезки" очень отвлекают внимание и очень трудно попасть в начало предложения, потому что взгляд все время пытается "зацепить" текст врезки. Конечно, со временем посетитель производит коректировку перемещения взгляда, но все равно остается ощущение, что что-то слева есть. Если же навигация расположена справа, а текст начинается сразу с левого края страницы, то процесс перехода на новую строку при чтении происходит намного спокойнее. Я не изучал детали чтения человека, но можно сделать предположение, что начало строки - своего рода отправная точка при чтении строки, к которой человек старается как можно быстрее перейти, после чтения предыдущей строки, чтобы "не потерять" предложение. С этой точки зрения "ощущение" навигации справа от текста воспринимается читателем спокойнее, хотя опять таки в случае чтения книги взгляд продолжает движение и опять попадает на текст врезки, особенно в том случае, когда она выделена фоном.
Вопросы разметки страницы подробно рассматриваются в разделе DHTML. Но стоит обратить внимание на следующий момент. Одна из проблем раннего интернета - аппаратные ограничения и в частности - невысокое разрешение экрана. Лет 5 назад разрешение экрана монитора у большинства посетителей было 800х600, что являлось существенным ограничением для размещения информации по горизонтали. Если ширина области навигации выбиралась 180-200px, то без учета полей для информации отводилось 560-580 px. Эти экранные размеры достаточно близки к размерам обычной книжной страницы, что очень удобно и привычно для посетителя при чтении информации с экрана.
А ведь еще умудрялись справа делать панель сервисов шириной 160-180 px. В результате информация на некоторых сайтах была "зажата" между этими двумя областями, хотя это было характерно в большей части для главных страниц,
Сейчас же стандартное разрешение 17' ЖК-мониторов - 1024х768, а для 19' - 1280х1024. В последнем случае область страницы по горизонтали увеличилась в 1,5 раза по сравнения с 800 px! И теперь мы видим другую проблему - на web-странице получается слишком много места. Что с ним делать? Некоторые web-разработчики оставили "жесткую" верстку без изменений - 760-780 px по горизонтали и производят выравнивание страниц сайта по центру. Но при этом пропадает много полезного места - порядка 280-500 px - более 1/3 пространства только на одном экране! То есть, используя всю площадь страницы, можно сократить количество экранов для нее с 4 до 3. Если это не критично, то существенно. "Резиновая" верстка лучше использует площадь страницы, но здесь важно не переборщить с объемом информации, особенно на главной странице. Поскольку длинные строки ухудшают восприятие текста, то приходится думать над сокращением текстового поля по горизонтали и как вариант - большое пустое поле справа. Либо приходится увеличивать по горизонтали область навигации слева. Решений может быть много, вплоть до размещения в свободной области сервисов, что вызовет одобрение у программистов или рекламные блоки и анимацию, что весьма порадует web-дизайнеров. Но вот добавит ли это удобства посетителям - большой вопрос.
Я думаю, что на сегодняшний момент наиболее удобна "резиновая" разметка, с базовой шириной web-страницы порядка 1000 px. Тогда при горизонтальном разрешении 1024 px посетитель увидит "жесткий" дизайн без горизонтальной полосы прокрутки, а при разрешении 1280 px страница немного растянется, что позволит информации занять больше места на странице.
 
 
Давайте рассмотрим понятие "удобный сайт", но уже с точки зрения удобства решения задач с помощью него. Другими словами, может ли сайт быть настолько удобен, чтобы отказаться от использования windows-приложений при решении определенных задач? Я специально подчеркнул слово "определенных задач", поскольку есть области, где современные web-технологии никак не могут соперничать с приложениями, взять к примеру, графические редакторы. Вопрос "windows или web" интересует многих уже давно. Но этот спор во многом бессмысленный, потому что в windows - локальные технологии, а web-сетевые. И они сильны каждый в своей области: windows - скорость и функциональность, а Web - информационность и доступность.
Давайте рассмотрим один из самых актуальных вопросов в настоящее время - электронный заказ товаров. Нам потребуется база данных для хранения информации о товаре и программный интерфейс, с помощью которого пользователь может осуществить саму процедуру заказа товара. Механизм заказа товара можно реализолвать двумя способами: с помощью web-сайта или лиентской программы.
Первый вариант - Интернет-магазин, а второй - локальное приложение с сетевым подключением. Какое решение выбрать? Если ориентироваться на массового покупателя, то Интернет-магазин, если на специалистов, то, скорее всего, Интернет-магазин, но специализированный.
Интернет-магазин проигрывает по техническим параметрам и функциональности программе заказа, но у него есть очень существенный плюс: быстрый старт, информационность и свобода выбора - достаточно подключиться к Интернету и перейти на сайт Интернет-магазина. Это весьма существенно, поскольку большинство обычных да и опытных пользователей если и смогут найти, скачать,распаковать и установить программу, то скорее всего они не знают, как ее настроить для работы в сети, особенно в том случае, если на компьютере работает антивирус или другая программа защиты компьютера посетителя от сетевых вторжений.
Для сравнения ниже показана таблица действий, которые нужно совершить пользователю для заказа товара
Заказ с помощью Интернет-магазина Заказ с помощью приложения
Запустить Интернет-магазин
1) Подключиться к Интернету
2) Ввести адрес или выбрать ссылку на Интернет-магазин
Установить программу
1) Подключиться к Интернету
2) Найти архив программы на сайте
3) Скачать архив программы
4) Распаковать его и установить программу
Настроить программу
5) Настроить порограмму для работы в сети
Запустить программу
6) Запустить программу

После установки и настройки нужно букдет выполнять:
1) Подключиться к Интернету
2) Запустить программу
Мы видим, что перед использованием приложения для заказа товаров его нужно установить и настроить. Вопрос, если человеку нужно заказать книгу или телевизор, то какой вариант он выберет? Первый, потому что в первом случае он сразу может начать поиск и заказ товара - быстрый старт, а во втором случае ему нужно разбираться с какой-то программой заказа. Свобода выбора заключается в том, что посетитель может быстро переходить из одного Интернет-магазина в другой. Информационность - возможность быстро увидеть большое количество различных предложений. Все это отсутствует во втором варианте. Действительно, споиск, скачивание, установку и настройку программы никак нельзя назвать быстрым стартом. Свобода выбора отсутствует, как и информационность, поскольку пользователь работает только с предложением одной компании. Кроме этого нужно будет продумать обновление самой программы и данных. Автоматическое обновление данных реализовать нетрудно, а вот обновление самой программы опять ложится на плечи пользователя.
Очевидно, что Интернет-магазин имеет существенные преимущества перед программой заказа, но, по сравнению с другими способами заказа товара (по телефону, по факсу или e-mail), Интернет-магазины все еще проигрывают.
Оглавление
Copyright © 2016