Юзабилити и другие науки

Человек и юзабилити. Давайте ненадолго отвлечемся от своих дел и посмотрим вокруг. Что мы видим и слышим? Различную информацию. Человека окружает визуальная и звуковая среда, которая может быть просто шумом или нести в себе какую-то полезную информацию. Сигналы этой среды обрабатываются нашей центральной нервной системой и проявляются в чувствах, которые можно, в общем случае, охарактеризовать как реакцию на внешнее воздействие: нравится, безразлично и не нравится. После этого человек совершает сознательные или бессознательные (рефлекторные) действия, которые определяются степенью и характером его восприятия первоначального воздействия. Бессознательные действия могут совершаться человеком в результате его реакции на критические воздействия, такие как - опасность и боль. Основным параметром, характеризующим ответное действие человека на первоначальное воздействие, является скорость реакции. Чем сильнее воздействие и меньше порог его восприятия, тем быстрее осуществляется ответное действие. Осознанные же действия происходят после более или менее длительного процесса мышления. Поэтому здесь нас интересует влияние времени размышления на качество результата. "Это я и сам знаю. Но какое отношение это все имеет к нашей теме?"- спросит читатель, который с нетерпением ждет практических рекомендаций по оформлению сайта, а вместо этого вынужден читать размышления автора. Но именно психология человека и определяет его восприятие информации и удобство работы с ней, которая в нашем случае представлена в электронном виде, что наглядно показано на рис. 1.
Информационное взаимодействие
Рис. 1. Информационное взаимодействие
Визуальное взаимодействие человека с объектом (web-сайтом) осуществляется посредством обратной связи, а юзабилити является посредником при этом, определяя удобство и эффективноcть этого взаимодействия. Важно отметить, что данное взаимодействие в большинстве случаев является последовательным, то есть, человек взаимодействует сначала с одним объектом, потом с другим и т.д. (клавиатура-монитор-клавиатура-монитор, а за окном такая хорошая погода для прогулки!).
Дизайн и юзабилити. Я думаю, что нет необходимости объяснять, как дизайн влияет на удобство работы с web-сайтом. Но на данный момент большинство споров и взаимных претензий возникают именно между дизайном и удобством. Чтобы понять, почему так происходит достаточно открыть любую книгу по HTML, в которой обязательно будет раздел, посвященный дизайну: цвет и его отображение на экране монитора, палитры цветов, форматы графических файлов, настоящее растровой графики на примерах PhotoShop, будущее векторной графики на примерах Flash, оптимизация графики и... все! И эти куски заезженного текста старательно переписываются из одного руководства в другое, увеличивая вес (и стоимость) книги, в то время, когда действительно достойных книг по дизайну на русском языке практически нет!
В настоящее время дизайн рассматривается (а чаще не рассматривается вообще) в каком-то собственном контексте. Можно сказать, что в некоторых случаях дизайн деградирует в набор спецэффектов, которыми неплохо укомплектованы современные графические пакеты. Таким образом, возникает отчуждение дизайна от его основ - композиции и рисунка, потеря связи с информационным контекстом и, что самое главное, его природной основой. Дизайн перешел на чисто технический уровень и рассматривается применительно к возможностям Интернет-технологий, аппаратного и программного обеспечения, и рекламе. А между тем, продуманный дизайн может в несколько раз усилить положительное впечатление от сайта.
Особенность визуального восприятия человека заключается в том, что посетитель зачастую не может определить степень удобства или неудобства и какой элемент дизайна вызывает это чувство. Он может чувствовать напряжение и усталость, но думать, что это вызвано слишком сложной структурой сайта или сложной для понимания информацией, тогда как истинная причина - бегущая строка, анимационный баннер или слишком яркий и контрастный элемент дизайна.
Многие web-дизайнеры забывают, что информация может существовать и без дизайна. И самый наглядный пример - хорошо написанная книга.
Эргономика и юзабилити. Каждый раз, когда мы пользуемся каким-нибудь предметом, то часто оцениваем практичность его использования и удобство работы с ним. Меня всегда привлекала импортная видео- и аудиоаппаратура, которая отличается не только хорошо продуманным дизайном, но и удобным размещением различных элементов управления - кнопок, переключателей, индикаторов и др. Почему? Потому что некрасивую, некачественную или неудобную вещь не станут покупать, если есть выбор. Но что такое сайт? Это тоже продукт, но только информационный. Можно даже сказать, что это виртуальное устройство, которое несет в себе некоторые полезные функции. Но если так, то значит необходимо обеспечить посетителям удобство работы с ним, как с тем же пультом управления или сенсорной информационной панелью. Отсюда следует, что эргономика, работая вместе с дизайном и др., вводит ограничение на безграничную фантазию дизайнера практическим удобством работы с тем или иным элементом web-страницы и информацией на ней.
Визуальная экология и юзабилити. Визуальная экология изучает взаимодействие человека с окружающим его видимым миром. Человек постоянно получает визуальную информацию, которая обрабатывается им и запоминается в его памяти. Она оказывает на человека прямое психологическое воздействие. При получении человеком незнакомой информации об объекте, он сначала пытается упростить его форму до простых и понятных ему форм, выделить важные ключевые элементы, на которых можно зафиксировать взгляд, произвести сопоставление с информацией из своей памяти и приблизительно определить параметры данного объекта. Если форма, размеры, положение в пространстве, цвет и т.п. для данного объекта не совпадают с его представлениями и предыдущим опытом, то он может испытывать ощущение дискомфорта, вызванное приложением дополнительных усилий к изучению объекта. Человек может интуитивно чувствовать дискомфорт, но часто не может понять его источник. Он просто старается уйти от этого состояния и переключиться на что-то другое. Изучение психологии человеческого восприятия, откуда и возникло понятие "визуальная экология" неразрывно связано с понятиями рекламно-информационного воздействия на человека, которое во многих случаях производит отталкивающее воздействие на посетителя информационного ресурса.
Технологии и юзабилити
Юзабилити лишь изучает и определяет эффективность работы с графическими интерфейсами, тогда как технологии определяю саму возможность такого взаимодействия. Если сравнить, светодиодный или ЖК-индикатор, DOS или Windows-интерфейс, HTML или AJAX, то второе во всех примера намного удобнее первого. Но опять же, удобство и эффективность использования той или иной технологии зависит от ее реализации, распространенности и знаниях пользователей работы с ней. Например, инкрементный поиск по фрагментам названия товара с применением AJAX-технологии на порядок удобнее обычного поиска с выдачей таблицы результатов на странице. Но кто знает, что это такое, и на каких сайтах это реализовано? Тот же Google частично предоставляет такую возможность, но многие предпочитаю пользоваться Яндексом, поскольку считают, что результаты запросы в нем выдаются точнее. Поэтому здесь логичнее говорить об эффективности реализации технологии. Отсюда в частности следует, что новые технологии могут дать только возможность увеличения эффективности. Но тот же самый "устаревший" Javascript в определенной реализации может на порядок превосходить любую реализацию современного AJAX и по скорости, и по функциональности. Но немаловажную роль играет и правильный выбор технологии. Помните появление Java, когда говорили, наконец-то появилась универсальная технология, которая работает на любом компьютере! Но любой грамотный программист скажет, невозможно создать приложение, которое будет работать на любом компьютере, потому что то, что имел ввиду один человек, другому нужно еще понять. Например, один человек сказал: "Три толстяка". Что это? Напиток, магазин, ресторан, отель, название песни, сказки или что-то другое. Не понятно, поэтому работоспособность любой технологии зависит от того, установлен или нет для нее переводчик (транслятор).
Знания, интуиция и юзабилити. Выше были рассмотрены лишь некоторые примеры взаимодействия юзабилити с другими науками. Знания в одной области помогают изучить другие области, однако изучение предмета происходит более эффективным образом, если выработан определенный подход и методика его изучения. Меня как-то спросили, а много ли я помню музыкальных композиций? Нет, не много, но зато знаю, как происходит построение музыкальных фраз в различных стилях, что позволяет более или менее свободно импровизировать. Так и в юзабилити. Конечно, можно заучивать сотнями рекомендаций о том, где и как размещать информацию и элементы управления на web-страницах, но знания приобретают истинную ценность только тогда, когда они основываются не на отдельных фразах, а на понимании общих принципов, в основе которых лежит природа человека.
Оглавление
Copyright © 2016