Что нужно посетителям? Информация!!!

Что нужно посетителям? Информация! Что нужно сделать для того, чтобы ее найти? Для этого нужно ее создать, где-то хранить и предоставить программные инструменты для ее быстрого и удобного поиска. Скорость и удобство поиска информации никоим образом не влияет на качество найденной информации и, соответственно, удовлетворенность посетителя. Поэтому поиск для посетителя - это только сервис, но крайне важный. Представьте, что где-то на Земле хранится крайне ценная информация, но человек не может ее найти. Возникает вопрос, какая польза в том, что недоступно? Никакой. Тоже самое можно сказать и в отношении web-среды. Однако практика показывает, что разработчики не всегда понимают, где и какой поиск нужен посетителям.
Существует два уровня поиска информации в сети Интернет - глобальный и локальный. Человек производит поиск информации с постепенным уточнением, например, сначала он определяет область поиска, потом направление в этой области, потом раздел в выбранном направлении и т.д., пока не найдет интересующую его информацию или не откажется от поиска. Интернет - глобальная распределенная многоязыковая информационная система, в которой прямой поиск информации просто невозможен. Поэтому поисковые системы, такие как Yandex, Rambler, Google и др., производят поиск и отбор части информации со многих web-сайтов и сохраняют ее в своих огромных базах данных. Посетители в большинстве случаев производят поиск информации не в "интернете", а в базе данных поисковых систем, которыми они пользуются. Но поисковые системы хранят в своих базах данных только определенную часть информации, которая находится на web-сайтах. А как же найти информацию, которой нет в базах данных поисковых систем? Это задачу должен выполнять локальный поиск - поиск информации на сайте.
И глобальный, и локальный поиск дают возможность посетителю найти информацию, однако задачи у этих систем поиска разные: задача глобального поиска - поиск информации на предмет существования ее в сети Интернет, задача локального поиска - поиск информации на конкретном сайте.
Что является результатом поиска? Отображение найденных данных или сообщение, что запрашиваемые данные не найдены. Какое действие является результатом поиска? Позиционирование или выборка - ключевые понятия поиска.
Позиционирование - переход в таблице или списке данных к записи, которая соответствует запросу. Позиционирование свойственно локальному поиску, когда не происходит обращение к серверу. В общем случае порядок действий при позиционировании будет таким:
  • Создать запрос
  • Отправить запрос на выполнение (нажать клавишу "Enter", кнопку "Найти" или др.)
  • Выполнить поиск в локальной базе данных
  • В случае успеха перейти к найденной записи
В общем случае позиционирование - визуальный процесс, например, позиционирование осуществляется тогда, когда пользователь перемещается с помощью курсорных клавиш от одной части данных к другой (как в Excel) или от одной записи к другой - в таблице базы данных, списке и др. В результате позиционирования происходит поиск одной записи и переход к одной найденной записи.
Выборка - отображение всех записей из базы данных, которые соответствуют запросу. Выборка свойственна поиску в среде клиент-сервер, когда происходит обращение к серверу. В общем случае порядок действий будет таким:
  • Создать запрос
  • Отправить запрос серверу на выполнение (нажать клавишу "Enter", кнопку "Найти" или др.)
  • Выполнить поиск в базе данных на сервере.
  • В случае успеха переслать все найденные записи с сервера для их отображения пользователю
Выборка - не визуальный процесс. В результате выборки пользователь может получить одну или несколько записей
Сравнительная характеристика позиционирования и выборки приведена в таблице ниже
Действия и возможности Позиционирование Выборка
Работа локально и в среде "клиент-сервер" да да
Многопользовательская работа нет да
Место расположения данных локально сервер
Необходима видимость данных да нет
Инкрементный поиск возможен нет
Избыточные данные нет возможны
Возможность одновременного поиска нескольких позиций нет да
Необходимо упорядочивание данных да нет
Возможен быстрый повтор операции да нет
Дружественный пользователю механизм да нет
Возможность выбора есть есть
Возможность работы с очень большим объемом информации нет да
Давайте теперь подробно рассмотрим эти пункты.
Работа в среде "клиент-сервер"
Дает возможность многопользовательского поиска, но происходит уменьшение скорости поиска при прочих равных условиях, особенно в том случае, когда ведется работа с удаленным сервером (а web-среда - работа с удаленным сервером).
Наглядность и необходимость упорядочивания данных.
Если данные находятся в таблице (здесь имеется ввиду видимый элемент управления, а не таблица базы данных), то пользователь видит положение текущей записи относительно соседних записей. Если при этом записи упорядочены по какому-то признаку, например коду или названию, то пользователь может быстро определить направление для позиционирования на следующую интересующую его запись, даже если она не видна в таблице. Кроме этого, с помощью полосы прокрутки пользователь видит положение записи относительно всего объема упорядоченных данных, что позволяет ему определить "скорость" и способ позиционирования на другую запись - перемещаться по записям с помощью курсорных или страничных клавиш, с помощью ползунка полосы прокрутки и др. Теперь представим, что данные неупорядочены. В этом случае наглядность уменьшается с геометрической прогрессией с увеличением количества записей. Поэтому говорить о быстром повторном позиционировании на другую запись в этом случае не приходится. В случае механизма выборки данные в базе данных могут быть неупорядочены, поскольку посетителю вообще неважно, где находится информация и как она расположена. Посетитель составляет запрос - система возвращает выборку найденных записей, которые перед выдачей результата пользователю сортируются так, как это определил разработчик.
Дружественный пользователю механизм
Как Вы думаете, что происходит, когда с помощью органа зрения человек что-то ищет? Позиционирование (фокусировка). Поэтому позиционирование для человека - просто и понятно, поскольку этот механизм заложен в него природой - человек может быстро и последовательно производить поиск и анализ найденной информации. Выборка - сложный и непонятный человеческой природе механизм, поскольку после получения выборки с несколькими записями необходимо среди них произвести выбор нужной ему информации, т.е. осуществить вторичный поиск информации методом позиционирования! Это фундаментальная проблема современной web-среды, которая относится к взаимодействию посетителя с информацией на сайте. Давайте в качестве примера возьмем обычный поиск телевизора в интернет-магазине. Посетитель в поле поиск вводит фрагмент названия товара и щелкает на кнопке "Найти". В результате успешного поиска на странице показывается таблица с найденными записями, которых может быть несколько десятков. Для поиска информации в них часто требуется прокручивать страницу и даже переходить на следующие страницы результатов поиска. Ситуация похожа на ту, которая возникает с поисковыми системами, когда подавляющее большинство пользователей не просматривает информацию, расположенную дальше второй страницы результатов. Но разница в том, что в случае с поисковой системы посетитель не знает, есть ли в найденных ссылках необходимая ему информация или нет, тогда как при целевом поиске телевизора в интернет-магазине он полагает, что информация о нем там есть.
Рассматривая этот пример мы коснулись избыточности метода выборки - посетителю нужна одна модель телевизора, а ему выводится несколько записей. Но при этом у этого метода есть преимущество - возможность выбора. При позиционировании кроме выделенной записи пользователь видит записи рядом, но сам факт точного позиционирования существенно уменьшает его желание еще что-то выбирать. Действительно, найдена интересующая его позиция, зачем просматривать соседние? В случае же выборки фокус посетителя не определен, поэтому пользователю приходится волей неволей просматривать несколько записей, в результате чего он может производить сравнение и выбор.
Видимость данных
Без этого невозможно произвести позиционирование. Обратите внимание, что позиционирование может возникнуть как в результате поиска записи, таи и перехода к ней. Т.е. найти запись мы можем: 1) путем поиска или 2) путем постепенного перехода к ней. Но в какую сторону нужно двигаться относительно текущей записи, чтобы перейти (найти) следующую? Представьте, что в таблице отображается только одна запись. В этом случае очень трудно было бы перемещаться по записям, поскольку совершенно непонятно положение текущей записи относительно всех остальных, даже если мы видим букву, с которой она начинается. Поэтому при позиционировании необходимо, чтобы пользователь ориентировался и видел несколько соседних записей. Сколько именно? Оставим этот вопрос специалистам, которые исследуют его в зависимости от различных параметров, а на практике достаточно 15-20 наименований.
У кого-то может возникнуть вопрос, а почему, если выборка - недружественый посетителю механизм, он используется на практически всех сайтах? Очень просто - при позиционировании информация должна находиться на компьютере пользователя - это локальный поиск! А в случае с Web вся информация находится на удаленных по отношению к посетителю web-серверах. Позиционирование здесь возможно только в одном случае - предварительная загрузка данных с web-сервера в компьютер посетителя. Значит, поиск на сайте по определению недружествен посетителю? Конечно, нет! Все зависит от понимания разработчиком сайта данного вопроса и владение им web-технологиями. Но об этом будет рассказано дальше.
Оглавление
Copyright © 2016