Что нужно посетителям? Информация!!!
Что нужно посетителям? Информация! Что нужно сделать для того, чтобы ее найти? Для этого нужно ее создать, где-то хранить и предоставить программные инструменты для ее быстрого и удобного поиска. Скорость и удобство поиска информации никоим образом не влияет на качество найденной информации и, соответственно, удовлетворенность посетителя. Поэтому поиск для посетителя - это только сервис, но крайне важный. Представьте, что где-то на Земле хранится крайне ценная информация, но человек не может ее найти. Возникает вопрос, какая польза в том, что недоступно? Никакой. Тоже самое можно сказать и в отношении web-среды. Однако практика показывает, что разработчики не всегда понимают, где и какой поиск нужен посетителям.
Существует два уровня поиска информации в сети Интернет - глобальный и локальный. Человек производит поиск информации с постепенным уточнением, например, сначала он определяет область поиска, потом направление в этой области, потом раздел в выбранном направлении и т.д., пока не найдет интересующую его информацию или не откажется от поиска. Интернет - глобальная распределенная многоязыковая информационная система, в которой прямой поиск информации просто невозможен. Поэтому поисковые системы, такие как Yandex, Rambler, Google и др., производят поиск и отбор части информации со многих web-сайтов и сохраняют ее в своих огромных базах данных. Посетители в большинстве случаев производят поиск информации не в "интернете", а в базе данных поисковых систем, которыми они пользуются. Но поисковые системы хранят в своих базах данных только определенную часть информации, которая находится на web-сайтах. А как же найти информацию, которой нет в базах данных поисковых систем? Это задачу должен выполнять локальный поиск - поиск информации на сайте.
И глобальный, и локальный поиск дают возможность посетителю найти информацию, однако задачи у этих систем поиска разные: задача глобального поиска - поиск информации на предмет существования ее в сети Интернет, задача локального поиска - поиск информации на конкретном сайте.
Что является результатом поиска? Отображение найденных данных или сообщение, что запрашиваемые данные не найдены. Какое действие является результатом поиска? Позиционирование или выборка - ключевые понятия поиска.
Позиционирование - переход в таблице или списке данных к записи, которая соответствует запросу. Позиционирование свойственно локальному поиску, когда не происходит обращение к серверу. В общем случае порядок действий при позиционировании будет таким:
- Создать запрос
- Отправить запрос на выполнение (нажать клавишу "Enter", кнопку "Найти" или др.)
- Выполнить поиск в локальной базе данных
- В случае успеха перейти к найденной записи
В общем случае позиционирование - визуальный процесс, например, позиционирование осуществляется тогда, когда пользователь перемещается с помощью курсорных клавиш от одной части данных к другой (как в Excel) или от одной записи к другой - в таблице базы данных, списке и др. В результате позиционирования происходит поиск одной записи и переход к одной найденной записи.
Выборка - отображение всех записей из базы данных, которые соответствуют запросу. Выборка свойственна поиску в среде клиент-сервер, когда происходит обращение к серверу. В общем случае порядок действий будет таким:
- Создать запрос
- Отправить запрос серверу на выполнение (нажать клавишу "Enter", кнопку "Найти" или др.)
- Выполнить поиск в базе данных на сервере.
- В случае успеха переслать все найденные записи с сервера для их отображения пользователю
Выборка - не визуальный процесс. В результате выборки пользователь может получить одну или несколько записей
Сравнительная характеристика позиционирования и выборки приведена в таблице ниже
Действия и возможности | Позиционирование | Выборка |
Работа локально и в среде "клиент-сервер" | да | да |
Многопользовательская работа | нет | да |
Место расположения данных | локально | сервер |
Необходима видимость данных | да | нет |
Инкрементный поиск | возможен | нет |
Избыточные данные | нет | возможны |
Возможность одновременного поиска нескольких позиций | нет | да |
Необходимо упорядочивание данных | да | нет |
Возможен быстрый повтор операции | да | нет |
Дружественный пользователю механизм | да | нет |
Возможность выбора | есть | есть |
Возможность работы с очень большим объемом информации | нет | да |
Давайте теперь подробно рассмотрим эти пункты.
Работа в среде "клиент-сервер"
Дает возможность многопользовательского поиска, но происходит уменьшение скорости поиска при прочих равных условиях, особенно в том случае, когда ведется работа с удаленным сервером (а web-среда - работа с удаленным сервером).
Наглядность и необходимость упорядочивания данных.
Если данные находятся в таблице (здесь имеется ввиду видимый элемент управления, а не таблица базы данных), то пользователь видит положение текущей записи относительно соседних записей. Если при этом записи упорядочены по какому-то признаку, например коду или названию, то пользователь может быстро определить направление для позиционирования на следующую интересующую его запись, даже если она не видна в таблице. Кроме этого, с помощью полосы прокрутки пользователь видит положение записи относительно всего объема упорядоченных данных, что позволяет ему определить "скорость" и способ позиционирования на другую запись - перемещаться по записям с помощью курсорных или страничных клавиш, с помощью ползунка полосы прокрутки и др. Теперь представим, что данные неупорядочены. В этом случае наглядность уменьшается с геометрической прогрессией с увеличением количества записей. Поэтому говорить о быстром повторном позиционировании на другую запись в этом случае не приходится. В случае механизма выборки данные в базе данных могут быть неупорядочены, поскольку посетителю вообще неважно, где находится информация и как она расположена. Посетитель составляет запрос - система возвращает выборку найденных записей, которые перед выдачей результата пользователю сортируются так, как это определил разработчик.
Дружественный пользователю механизм
Как Вы думаете, что происходит, когда с помощью органа зрения человек что-то ищет? Позиционирование (фокусировка). Поэтому позиционирование для человека - просто и понятно, поскольку этот механизм заложен в него природой - человек может быстро и последовательно производить поиск и анализ найденной информации. Выборка - сложный и непонятный человеческой природе механизм, поскольку после получения выборки с несколькими записями необходимо среди них произвести выбор нужной ему информации, т.е. осуществить вторичный поиск информации методом позиционирования! Это фундаментальная проблема современной web-среды, которая относится к взаимодействию посетителя с информацией на сайте. Давайте в качестве примера возьмем обычный поиск телевизора в интернет-магазине. Посетитель в поле поиск вводит фрагмент названия товара и щелкает на кнопке "Найти". В результате успешного поиска на странице показывается таблица с найденными записями, которых может быть несколько десятков. Для поиска информации в них часто требуется прокручивать страницу и даже переходить на следующие страницы результатов поиска. Ситуация похожа на ту, которая возникает с поисковыми системами, когда подавляющее большинство пользователей не просматривает информацию, расположенную дальше второй страницы результатов. Но разница в том, что в случае с поисковой системы посетитель не знает, есть ли в найденных ссылках необходимая ему информация или нет, тогда как при целевом поиске телевизора в интернет-магазине он полагает, что информация о нем там есть.
Рассматривая этот пример мы коснулись избыточности метода выборки - посетителю нужна одна модель телевизора, а ему выводится несколько записей. Но при этом у этого метода есть преимущество - возможность выбора. При позиционировании кроме выделенной записи пользователь видит записи рядом, но сам факт точного позиционирования существенно уменьшает его желание еще что-то выбирать. Действительно, найдена интересующая его позиция, зачем просматривать соседние? В случае же выборки фокус посетителя не определен, поэтому пользователю приходится волей неволей просматривать несколько записей, в результате чего он может производить сравнение и выбор.
Видимость данных
Без этого невозможно произвести позиционирование. Обратите внимание, что позиционирование может возникнуть как в результате поиска записи, таи и перехода к ней. Т.е. найти запись мы можем: 1) путем поиска или 2) путем постепенного перехода к ней. Но в какую сторону нужно двигаться относительно текущей записи, чтобы перейти (найти) следующую? Представьте, что в таблице отображается только одна запись. В этом случае очень трудно было бы перемещаться по записям, поскольку совершенно непонятно положение текущей записи относительно всех остальных, даже если мы видим букву, с которой она начинается. Поэтому при позиционировании необходимо, чтобы пользователь ориентировался и видел несколько соседних записей. Сколько именно? Оставим этот вопрос специалистам, которые исследуют его в зависимости от различных параметров, а на практике достаточно 15-20 наименований.
У кого-то может возникнуть вопрос, а почему, если выборка - недружественый посетителю механизм, он используется на практически всех сайтах? Очень просто - при позиционировании информация должна находиться на компьютере пользователя - это локальный поиск! А в случае с Web вся информация находится на удаленных по отношению к посетителю web-серверах. Позиционирование здесь возможно только в одном случае - предварительная загрузка данных с web-сервера в компьютер посетителя. Значит, поиск на сайте по определению недружествен посетителю? Конечно, нет! Все зависит от понимания разработчиком сайта данного вопроса и владение им web-технологиями. Но об этом будет рассказано дальше.
Copyright © 2016