Что такое Юзабилити

"Юзабилити" можно определить как одно из направлений эргономики, которое изучает удобство и эффективность работы человека с электронной информацией посредством визуального взаимодействия. Выделение ее в отдельное направление произошло благодаря развитию визуальных информационных систем - компьютеры, Интернет, мобильная связь и др.
Еще несколько лет назад люди пользовались операционными системами типа DOS, интерфейс которых представлял собой текстовую область для ввода команд и отображения текстовых результатов. С развитием технологий стали появляться программные оболочки более или менее удобные в работе - QBasic, TurboPascal, Лексикон и др. Интерфейсы того времени предлагали крайне ограниченные возможности по их настройке до появления графического интерфейса Windows. В первых версиях Windows-систем был довольно ограниченный набор элементов управления - кнопки, списки, полосы прокрутки и др. Сейчас же в Windows можно увидеть большое количество различных элементов, начиная от различных кнопок и заканчивая плавающими панелями, окнами и мн. др. Возникает вопрос, почему юзабилити относят скорее к взаимодействию посетителей с web-ресурсами, ведь Windows - тоже электронная информация, удобство работы с которой также важно для пользователей?
Разница между Windows и Web заключается в том, что в Windows "правила игры" задают разработчики операционной системы, а программисты используют элементы управления, внешний вид и функциональность которых задана системой и проверена годами на пользователях. Стандартизация - основа Windows. Конечно, с помощью современных программных технологий можно сделать и треугольный интерфейс приложения для редактирования текста с круглыми кнопками и спиралевидной полосой прокрутки, но, во-первых, пользователи просто не будут работать с такой программой, а во-вторых сделать такие элементы может далеко не каждый программист. То есть, Windows-программирование предоставляет разработчику доступ к использованию большого количества готовых элементов управления с уже заложенным в них графическим образом и стандартным набором функций, понятным для большинства пользователей. Поэтому, открывая даже незнакомое приложение, пользователь видит знакомые ему элементы. Он может не знать, какие действия выполняет тот или иной элемент управления, но он знает, что кнопку можно нажать, элемент в списке или таблице выбрать, а в главном меню находятся команды. Но создание web-страницы доступно практически всем - достаточно набрать текст в Word и сохранить его в html формате. Общедоступность и простота - основа Web и его самая большая проблема. Мало того, что различные браузеры по-разному обрабатывают программный код, так еще и любой пользователь может без каких-либо знаний создавать web-страницы. Отсюда и огромное количество информационных ресурсов, с которыми просто невозможно работать. Если web-сайт создается для частного использования - показать друзьям и знакомым, то это допустимо, но для делового Интернета нет. В противном случае возникает вопрос, зачем нужен сайт, если проще и быстрее найти товар в прайс-листе, полученному по факсу, или получить информацию по телефону?
Чтобы понять важность разработки удобного web-интерфейса представьте себе сайт, где логотип и название компании отсутствуют, в поле поиска помещается только 10 символов и оно расположено на одной из внутренних страниц сайта, а 30-50 навигационных расположены на странице без всякого упорядочивания? А на черном фоне с белыми или разноцветными буквами Вам не доводилось читать статью длинной в 5 экранов? Не стоит и пробовать, поскольку уже после первых 10 секунд чтения текст представляется одним неразборчивым пятном и начинает кружиться голова. Но эти моменты лишь осложняют взаимодействие человека с информацией. Действительно, неудобный поиск информации о товаре в Интернет-магазине - лишь потеря времени и сил посетителя, но бывают ситуации, когда из-за непродуманного интерфейса возможны ошибки более серьезного плана, даже опытными пользователями. Одна из таких ошибок произошла со знакомым мне сотрудником, когда из-за нестандартного поведения программы "Клиент-банк" одного известного московского банка произошла отправка нескольких копий одного и того же платежного поручения. Сотрудник выполнил операцию "на автомате" так, как это реализовано в 95 процентах программ. И это не единичный случай. А представьте, если таких программ несколько, и каждая реализует свой алгоритм одного и того же действия. Я, например, до сих пор не могу понять, почему в 1С 7.7 вызов диалога поиска производится сочетанием клавиш Ctrl+F3, тогда как общепринято использовать Ctrl+F? И это реализовано не где-то, а в одной из самых распространенных программ в России!
Для организаций, которые предоставляют услуги и товары, удобство web-интерфейса играет крайне важную роль. В случае неудачного решения может произойти как снижение продаж, так и потеря постоянных покупателей, которые могут выбрать более удобный сайт конкурента. Хотя с этим утверждением в настоящее время можно поспорить, поскольку отечественный посетитель еще "не избалован" качественными сервисами и пользуется тем, что есть.
Поскольку юзабилити изучает эффективность взаимодействия человека с визуальными информационными системами, то здесь очень пригодятся знания из следующих дисциплин: психология, визуальная экология, эргономика, дизайн, эстетика и др. Именно с этих позиции в различных источниках по юзабилити и рассматривается данное взаимодействие. С другой стороны, информационный ресурс должен быть интересным и нужным. Но следует ли из того, что если сайт будет удобным и простым в использовании, то он будет интересным, востребованным и популярным? Конечно, нет! Кто же найдет информационный ресурс, если он не продвигается и не популяризируется в сети? Без продвижения и поддержки само понятие юзабилити становится бессмысленным, поскольку, если нет информационного интерфейса, то нет и взаимодействия с ним. Данная ситуация возникает из-за специфики работы электронного ресурса. Если человеку необходимо что-то купить, то он идет в магазин или листает каталог в поисках интересующего его предмета. В Интернете же результаты поиска могут не соответствовать запросу, и выбор часто происходит по 2-3 строкам текста, в котором присутствует искомая строка. Конечно, название известной фирмы или ресурса можно сразу найти с помощью поисковых систем или в их каталогах, но, если сайт отсутствует в результатах поиска на первой странице, то существует вероятность того, что большая часть посетителей просто не найдет его. А это уже вопросы маркетинговой и рекламной политики. Полагаю, что многие без труда смогут вспомнить с десяток информационных сайтов, посещаемость которых находится на нулевой отметке, несмотря на то, что на них можно найти много интересной информации или противоположный случай, когда подобранные специальным образом данные для поисковых машин позволяют добиться большого количества переходов на сайт при его минимальной информационной ценности.
Оглавление
Copyright © 2016