Юзабилити

Человек в своей деятельности пользуется большим количеством различных инструментов, которые помогают ему решить ту или иную задачу, например, для забивания гвоздей используется молоток, а для автоматизации труда - компьютер. Используя тот или иной инструмент в своей деятельности, человек со временем производит оценку практичности (безопасности, удобства, эффективности и др.) работы с ним, пытается устранить выявленные недостатки самостоятельно или выбирает другой инструмент. Поэтому ценность любого инструмента заключается в его безопасности, функциональности и удобстве работы с ним. Однако эти параметры относительны - то, что удобно для одного человека может быть совсем неудобно для другого. В качестве примера можно привести создание и печать визиток. Большинство пользователей для этих целей выберет программу Word, несмотря на то, что во многих случаях результат будет далек от ожидаемого, а, например, в CorelDraw эта задача решается на порядок быстрее, точнее и эффективнее. Почему же тогда большинство пользователей выбирает Word? Потому что данная программа доступнее и понятнее, чем CorelDraw. Другая задача - хранение данных. Большинство пользователей выберут Excel, потому что этой программе просто и понятно работать, а программисты выберут базу данных, потому что это на порядки эффективнее и практичнее.
Если та или иная задача возникает редко и она не очень сложная, то можно использовать обычные инструменты, однако, если ее приходится решать постоянно, или при использовании обычных инструментов ее решить невозможно, то необходимо использовать специализированный инструмент и затратить время на изучение его функциональных возможностей.
Наглядно это можно представить в виде пирамиды, показанной на рис. 1. Объем каждой части пирамиды условно показывает количество людей указанного уровня подготовки в той или иной области, ширина - доступность инструмента для использования, а высота - возможности, которые предоставляет для людей инструмент.
Пирамида навыков
Рис. 1. Пирамида навыков.
Под доступностью инструмента для использования следует понимать как саму возможность его приобретения, так и знания, которые необходимы для работы с ним. Во многих случаях для увеличения эффективности труда можно приобрести более профессиональный инструмент и использовать его функциональность "по умолчанию", которая задана производителем. В этом случае можно говорить о среднем уровне использования возможностей. Если изучить приемы работы с профессиональным инструментом, то можно получить профессиональный уровень использования инструмента. Экспертный уровень использования возможностей инструмента может появится благодаря опыту работы с ним, изучению "недокументированных", но крайне полезных возможностей и др.
Значит, удобство использования инструмента зависит не только от самого инструмента, но и от знаний и умения его использовать на практике. Эти составляющие могут находиться в разных соотношениях, но часто именно отсутствие знаний не позволяет качественно увеличить удобство и эффективность труда человека.
Что такое web-сайт - это тоже инструмент, только информационный. Поэтому все, сказанное выше о доступности и удобстве, можно сказать и в отношении web-сайта, но с одним принципиальным отличием: "виртуальность" web-сайта означает для человека значительно меньше чем реальная жизнь. Для существования в реальной жизни человеку приходится прикладывать усилия, чему-то учиться и что-то делать, тогда как "виртуальность" этого не требует. Если не брать в расчет ситуации, где "виртуальность" может создать много проблем в реальной жизни, все остальное решается мгновенно путем выключения компьютера или перехода на другой сайт. Поэтому посетитель не старается изучать и думать при работе с Интернетом, а ждет, что Интернет станет доступнее для него.
Оглавление
Copyright © 2016