Четыре парадокса современных фирм
12.11.2005
Наблюдая механизмы работы отечественных фирм, можно
увидеть ряд характерных черт, которые в той или иной
степени присутствуют в каждой из них. Рассмотрим их
на примере некоторой абстрактной фирмы.
Парадокс №1. Присутствуют компьютеры - отсутствуют
специалисты
Приходят сотрудники на работу и видят, что на их рабочих
местах, наконец-то, поставили современные, если повезло, компьютеры.
Вот теперь работа и начнётся! Но, поработав некоторое время,
всё чаще и чаще возникают проблемы с аппаратным и программным
обеспечением. Где-то нарушился сегмент сети, кто-то потерял
информацию, испортилась программа и т.п. В итоге проблем накапливается
столько, что работать становится просто невозможно. При этом
все неполадки пытается устранять сотрудник, который понимает
в этом несколько больше остальных. Несмотря на всю комичность,
данная ситуация на фирме может существовать годами. Оно как-то
кажется дешевле - не платить зарплату штатному администратору
сети, не покупать ему компьютер и отдельный сервер, не направлять
и оплачивать курсы сотрудникам, не покупать лицензионные программы
и т.д. На самом деле потери во времени и развитии фирмы становятся
весьма существенными. Но вот, наступает момент, когда руководство
принимает решение о приглашении на работу специалиста. Он
регулярно настраивает аппаратное и программное обеспечение,
оказывает необходимые консультации, разрабатывает программы
под фирму для оптимизации работы. Но она опять тормозится.
Почему? Мне кажется, что не последнюю роль в этом играет уровень
подготовки сотрудников. Очень часто ситуация выглядит так:
приходит сотрудник со знанием Word, Excel. И для работы ему
необходимо освоить ряд прикладных программ. Но поскольку "все
заняты", то у него остаётся два варианта: или самостоятельно
покупать литературу и изучать её (на что способны далеко не
многие), или по крупицам узнавать её у более опытных сотрудников.
Но именно во втором варианте и таится скрытая опасность, о
которой руководство фирмы даже и не подозревает - неправильное
обучение сотрудника. Даже если на фирме работают достаточно
грамотные специалисты, то не всегда у них есть время объяснить
некоторые существенные тонкости в работе, в результате чего,
одну и ту же работу приходится переделывать несколько раз.
Конечно, со временем опыт обязательно придёт, но включение
в общую работу каждого нового сотрудника происходит достаточно
медленно, особенно при многопрофильной работе.
Парадокс №2. Мастер на все руки - лучший сотрудник
для фирмы?
Как это не покажется абсурдным, но, оказывается, существуют
профессии, например, секретарь-программист, менеджер-грузчик
и т.п. Но, почему-то, оплата труда никак не связана с такой
"многопрофильностью". А всё очень просто, руководство
пытается сэкономить на специалистах, полагая, что от этого
доходы фирмы возрастут. Мне кажется, что нашим директорам
фирм нужно объединиться и устраивать регулярные семинары
для иностранных коллег, а то они так никогда и не научатся
грамотно организовывать работу. Понапридумывали какие-то
отделы маркетинга, рекламы, дизайна и т.д., потому что им
не дано понять, что всё это может сделать один человек за
300$! А организация производства, психология, социология,
эргономика - это вообще бред, который от нечего делать изучают
в институтах. У нас же считается, что каждый человек без
особых усилий может стать бизнесменом (красиво звучит, да?).
Это естественно, когда в колбасном цехе кроме как менеджерами
по производству никто не работает. Кстати, изучая прайс-листы
разных фирм, я вывел интересный закон ценообразования в
отечественном бизнесе - 1,35 - это когда покупается за 100,
а продаётся за 135. Другой закон - 1,5 - когда покупается
за 100, продаётся за 150, но со скидкой в 20%.
Парадокс №3. Хозяин - сам себе голова
Просто поразительно, как, порой, отечественный предприниматель
пытается создать собственный механизм и порядок работы разных
отделов фирмы, отмахиваясь из всех сил от фундаментальных
наук и опыта других организаций, который десятилетиями накапливался
(и который можно найти во многих информационных источниках),
руководствуясь, порой, чисто собственными домыслами. Наверно
действительно мы - великая нация, которая способна занять
достойное место на рынке голыми руками (а, может, отечественный
потребитель ещё не достиг того уровня культуры, которая заставит
производителей и поставщиков товаров и услуг провести существенные
изменения в организации своей деятельности для удовлетворения
их потребностей?). И хотя, признаюсь честно, я и сам не жаловал
предмет "Экономика предприятия", но когда отмахиваются
от знаний из области психологии, социологии, эстетики, эргономики,
визуальной экологии и др., невольно задаёшься вопросом: "Опять
виновата система?" Но позвольте, эти предметы преподаются
в институтах, и каждый, кто оканчивает институт... Давайте
остановимся на этом месте и вспомним детство и те предметы
в общеобразовательной школе, которые были особенно (или только)
"уважаемы" - математика, физика, русский язык, химия и т.п.
А такие предметы как изобразительное искусство, музыка, физкультура,
труд? Вот именно на этом этапе и происходит отторжение этих
фундаментальных предметов от человека, в период формирования
личности - до 12 лет. И это притом, что данные предметы ближе
всех стоят к человеку, осуществляя его фундаментальную связь
с природой. И происходит формирование будущих физико-математических
сотрудников, детально разбирающихся в этих науках, но не способных
понять природную основу (которая должна быть первичной в каждом
человеке) и те возможности, которые она открывает перед человеком
в любой сфере нашей жизни. Вернёмся обратно к нашей теме.
Бесспорно, есть люди, которые могут выполнять разную работу
достаточно хорошо, но как показывает опыт осваивание любого
дела, особенно, в интеллектуальной области требует значительных
временных, физических, финансовых, интеллектуальных, исследовательских
затрат. К чему это приводит с точки зрения работодателя? К
появлению ненужных и узконаправленных структур, работу которых
может выполнить, как он считает, один или несколько человек,
к неоправданному разрастанию предприятия, в котором сотрудники
занимаются непонятно чем. И это притом, что каждая область
науки состоит из большого числа взаимосвязанных между собой
направлений, освоить которые можно лишь с помощью всех вышеперечисленных
составляющих. Все делают всё - это сейчас. Надеюсь, что когда-нибудь
в нашей стране настанет время высокооплачиваемых профессионалов,
у которых будут все необходимые условия для работы и фраза
будет звучать так: "Каждый делает свою работу".
Парадокс №4. Хотели стать лучше - стали как
все
Небольшое отступление. Как-то в далёком детстве, когда
я занимался фехтованием, в нашем спортивном комплексе проводились
отборочные соревнования. Нужно было выполнить несколько
упражнений, среди которых было подтягивание на перекладине.
И так получилось, что сначала стали выполнять данное упражнение
лидеры нашей группы. Кое-как подтянувшись пять-шесть раз,
они с видом больших знатоков рассуждали о трудностях данного
упражнения. И то ли эти разговоры, а, может быть, и школьная
атмосфера всеобщего "равенства и братства", которую активно
процветает и по сей день, повлияли на моё решение не выделяться
и я, следуя примерам данных "личностей", тоже легко подтянулся
семь раз и был, надо признаться, весьма доволен собой...
до тех пор, пока к турнику не вышел ничем не примечательный
парень и подтянулся 17 раз, потому что не смотрел на других,
а сделал то, что мог. Для меня это был настоящий шок, и
этот урок я хорошо запомнил. И я мог бы легко подтянуться
раз 12-14, но психологически подчинился в тот момент давлению
массы. Да, к сожалению, процесс обучения в различных учебных
заведениях достаточно часто происходит с элементом подавления
личности в интересах "общественной массы", которая
оказывает сильное психологическое и социальное давление
на человека. Конечно, со временем человек развивается, успехи
в работе помогают преодолеть ему неуверенность и целый ряд
негативных последствий, но во многих ли случаях полностью?
Аналогия же очень проста. Если хочешь добиться определённых
результатов, старайся делать не так, как принято, а как
можешь.
Copyright © 2016