Четыре парадокса современных фирм

12.11.2005
Наблюдая механизмы работы отечественных фирм, можно увидеть ряд характерных черт, которые в той или иной степени присутствуют в каждой из них. Рассмотрим их на примере некоторой абстрактной фирмы.
Парадокс №1. Присутствуют компьютеры - отсутствуют специалисты
Приходят сотрудники на работу и видят, что на их рабочих местах, наконец-то, поставили современные, если повезло, компьютеры. Вот теперь работа и начнётся! Но, поработав некоторое время, всё чаще и чаще возникают проблемы с аппаратным и программным обеспечением. Где-то нарушился сегмент сети, кто-то потерял информацию, испортилась программа и т.п. В итоге проблем накапливается столько, что работать становится просто невозможно. При этом все неполадки пытается устранять сотрудник, который понимает в этом несколько больше остальных. Несмотря на всю комичность, данная ситуация на фирме может существовать годами. Оно как-то кажется дешевле - не платить зарплату штатному администратору сети, не покупать ему компьютер и отдельный сервер, не направлять и оплачивать курсы сотрудникам, не покупать лицензионные программы и т.д. На самом деле потери во времени и развитии фирмы становятся весьма существенными. Но вот, наступает момент, когда руководство принимает решение о приглашении на работу специалиста. Он регулярно настраивает аппаратное и программное обеспечение, оказывает необходимые консультации, разрабатывает программы под фирму для оптимизации работы. Но она опять тормозится. Почему? Мне кажется, что не последнюю роль в этом играет уровень подготовки сотрудников. Очень часто ситуация выглядит так: приходит сотрудник со знанием Word, Excel. И для работы ему необходимо освоить ряд прикладных программ. Но поскольку "все заняты", то у него остаётся два варианта: или самостоятельно покупать литературу и изучать её (на что способны далеко не многие), или по крупицам узнавать её у более опытных сотрудников. Но именно во втором варианте и таится скрытая опасность, о которой руководство фирмы даже и не подозревает - неправильное обучение сотрудника. Даже если на фирме работают достаточно грамотные специалисты, то не всегда у них есть время объяснить некоторые существенные тонкости в работе, в результате чего, одну и ту же работу приходится переделывать несколько раз. Конечно, со временем опыт обязательно придёт, но включение в общую работу каждого нового сотрудника происходит достаточно медленно, особенно при многопрофильной работе.
Парадокс №2. Мастер на все руки - лучший сотрудник для фирмы?
Как это не покажется абсурдным, но, оказывается, существуют профессии, например, секретарь-программист, менеджер-грузчик и т.п. Но, почему-то, оплата труда никак не связана с такой "многопрофильностью". А всё очень просто, руководство пытается сэкономить на специалистах, полагая, что от этого доходы фирмы возрастут. Мне кажется, что нашим директорам фирм нужно объединиться и устраивать регулярные семинары для иностранных коллег, а то они так никогда и не научатся грамотно организовывать работу. Понапридумывали какие-то отделы маркетинга, рекламы, дизайна и т.д., потому что им не дано понять, что всё это может сделать один человек за 300$! А организация производства, психология, социология, эргономика - это вообще бред, который от нечего делать изучают в институтах. У нас же считается, что каждый человек без особых усилий может стать бизнесменом (красиво звучит, да?). Это естественно, когда в колбасном цехе кроме как менеджерами по производству никто не работает. Кстати, изучая прайс-листы разных фирм, я вывел интересный закон ценообразования в отечественном бизнесе - 1,35 - это когда покупается за 100, а продаётся за 135. Другой закон - 1,5 - когда покупается за 100, продаётся за 150, но со скидкой в 20%.
Парадокс №3. Хозяин - сам себе голова
Просто поразительно, как, порой, отечественный предприниматель пытается создать собственный механизм и порядок работы разных отделов фирмы, отмахиваясь из всех сил от фундаментальных наук и опыта других организаций, который десятилетиями накапливался (и который можно найти во многих информационных источниках), руководствуясь, порой, чисто собственными домыслами. Наверно действительно мы - великая нация, которая способна занять достойное место на рынке голыми руками (а, может, отечественный потребитель ещё не достиг того уровня культуры, которая заставит производителей и поставщиков товаров и услуг провести существенные изменения в организации своей деятельности для удовлетворения их потребностей?). И хотя, признаюсь честно, я и сам не жаловал предмет "Экономика предприятия", но когда отмахиваются от знаний из области психологии, социологии, эстетики, эргономики, визуальной экологии и др., невольно задаёшься вопросом: "Опять виновата система?" Но позвольте, эти предметы преподаются в институтах, и каждый, кто оканчивает институт... Давайте остановимся на этом месте и вспомним детство и те предметы в общеобразовательной школе, которые были особенно (или только) "уважаемы" - математика, физика, русский язык, химия и т.п. А такие предметы как изобразительное искусство, музыка, физкультура, труд? Вот именно на этом этапе и происходит отторжение этих фундаментальных предметов от человека, в период формирования личности - до 12 лет. И это притом, что данные предметы ближе всех стоят к человеку, осуществляя его фундаментальную связь с природой. И происходит формирование будущих физико-математических сотрудников, детально разбирающихся в этих науках, но не способных понять природную основу (которая должна быть первичной в каждом человеке) и те возможности, которые она открывает перед человеком в любой сфере нашей жизни. Вернёмся обратно к нашей теме. Бесспорно, есть люди, которые могут выполнять разную работу достаточно хорошо, но как показывает опыт осваивание любого дела, особенно, в интеллектуальной области требует значительных временных, физических, финансовых, интеллектуальных, исследовательских затрат. К чему это приводит с точки зрения работодателя? К появлению ненужных и узконаправленных структур, работу которых может выполнить, как он считает, один или несколько человек, к неоправданному разрастанию предприятия, в котором сотрудники занимаются непонятно чем. И это притом, что каждая область науки состоит из большого числа взаимосвязанных между собой направлений, освоить которые можно лишь с помощью всех вышеперечисленных составляющих. Все делают всё - это сейчас. Надеюсь, что когда-нибудь в нашей стране настанет время высокооплачиваемых профессионалов, у которых будут все необходимые условия для работы и фраза будет звучать так: "Каждый делает свою работу".
Парадокс №4. Хотели стать лучше - стали как все
Небольшое отступление. Как-то в далёком детстве, когда я занимался фехтованием, в нашем спортивном комплексе проводились отборочные соревнования. Нужно было выполнить несколько упражнений, среди которых было подтягивание на перекладине. И так получилось, что сначала стали выполнять данное упражнение лидеры нашей группы. Кое-как подтянувшись пять-шесть раз, они с видом больших знатоков рассуждали о трудностях данного упражнения. И то ли эти разговоры, а, может быть, и школьная атмосфера всеобщего "равенства и братства", которую активно процветает и по сей день, повлияли на моё решение не выделяться и я, следуя примерам данных "личностей", тоже легко подтянулся семь раз и был, надо признаться, весьма доволен собой... до тех пор, пока к турнику не вышел ничем не примечательный парень и подтянулся 17 раз, потому что не смотрел на других, а сделал то, что мог. Для меня это был настоящий шок, и этот урок я хорошо запомнил. И я мог бы легко подтянуться раз 12-14, но психологически подчинился в тот момент давлению массы. Да, к сожалению, процесс обучения в различных учебных заведениях достаточно часто происходит с элементом подавления личности в интересах "общественной массы", которая оказывает сильное психологическое и социальное давление на человека. Конечно, со временем человек развивается, успехи в работе помогают преодолеть ему неуверенность и целый ряд негативных последствий, но во многих ли случаях полностью?
Аналогия же очень проста. Если хочешь добиться определённых результатов, старайся делать не так, как принято, а как можешь.
Оглавление
Copyright © 2016