E-Commerce: когда нужно искать альтернативу электронному магазину?
12.11.2005
Если Вы занимаетесь электронной коммерцией, и Вам кажется,
что виртуальный магазин и электронный прайс-лист на сайте
- наилучшее решение для Вашей организации и Ваших заказчиков,
то советую ознакомиться с приведённым ниже авторским материалом,
в котором рассказывается об альтернативном решении.
В настоящее время многие организации уже поняли те выгоды,
которые может принести грамотно спланированная электронная
коммерция в Интернете. Основная задача электронной коммерции
- осуществить связь между поставщиками и потребителями посредством
сетевых технологий. Поэтому здесь необходимо учитывать удобство
работы с системой, как самих поставщиков, так и их клиентов.
Не будем касаться многочисленных аспектов, которые влияют
на данный успех, а рассмотрим одну из технологий, которая
лежит в основе интернет-коммерции - виртуальный магазин.
Виртуальный магазин должен обеспечивать посетителя всеми
необходимыми инструментами, с помощью которых он сможет
производить поиск товаров и получать информацию о них, составить
заказ и направить его по e-mail на обработку. Отсюда следует,
что виртуальный магазин должен включать в себя рубрицированный
каталог товаров, поисковый механизм, форму регистрации покупателей,
корзину заказа и т.д. Чаще всего его разрабатывают на серверных
технологиях - Perl, PHP, MySQL, поддержка которых провайдером
осуществляется за дополнительную плату. Кроме того, разработка
виртуального магазина - весьма не тривиальная задача, поэтому
на многих сайтах можно увидеть лишь статические каталоги
на нескольких страницах, которые, в лучшем случае, содержат
ссылки на фотографии и описания товаров. Понятно, что поиск
или фильтрация записей в таком каталоге потребует от посетителя
много сил и времени, не говоря уже об оплате доступа в Интернет.
Можно ли построить виртуальный магазин без привлечения серверных
технологий? Одно из решений состоит в использовании JavaScript.
С его помощью можно построить небольшой виртуальный магазин
на клиенте, но размер файла данных для него будет ограничен
размером 100-200 kb - примерно 1000-2000 записей. Понятно,
что далеко не все посетители могут позволить себе даже разовую
подкачку такого объёма данных. Значит, более или менее реальный
объём такого магазина будет включать приблизительно 500
записей - 50 kb. При этом он может содержать короткие ссылки
на описания и миниатюрные фотографии товара.
Мы рассмотрели лишь некоторые проблемы, которые возникают
перед разработчиками. Теперь рассмотрим ситуацию с позиции
посетителя виртуального магазина, характер деятельности
которого на ресурсе определяется следующими факторами:
- Стоимость доступа в Интернет
- Скорость канала связи
- Характер заказа (большой или маленький ассортимент, знакомый или незнакомый товар, товар широкого потребления или специализированный и др.)
- Навыки при работе с ресурсом такого типа
- Удобство работы с ним
Первые три пункта определяют саму возможность работы покупателей
с электронным магазином, оставшиеся - удобством работы с
ним. При этом "Характер заказа" играет ключевую
роль. Действительно, если необходимо заказать не более десятка
известных покупателю позиций, и он предполагает, что они
должны быть в каталоге, то виртуальный магазин работает
неплохо. Но если нужно заказать 40-50 позиций, да к тому
же покупатель не знает, есть ли они в каталоге или нет,
то ситуация резко ухудшается? Предположим, что страница
с результатами поиска "весит"50 kb. Предположим
также, что для поиска 40 позиций требуется выполнить 30
запросов. Перемножив эти числа, получим 1500 kb. Добавим
сюда ещё несколько загрузок промежуточных страниц и получим
достаточно большой трафик. Значит, если рассматривать вопрос
с технической стороны, то посетители, в своём большинстве,
будут пользоваться виртуальным магазином тогда, когда они
хотят заказать небольшое количество наименований товаров,
имеют понятие о том, какой товар содержится в каталоге виртуального
магазина, и его не сильно смущает стоимость трафика при
работе с ресурсом, по сравнению с ожидаемой выгодой при
работе с ним. Эти условия подходят для случаев как покупки
частными лицами нескольких позиций, так и оптовой закупки
небольшого ассортимента товаров другими поставщиками. А
как быть в остальных случаях? В настоящее время в различных
сегментах рынка можно увидеть много оптовых организаций,
которые предлагают огромный ассортимент товаров. Данный
товар предлагается конечному покупателю через поставщиков-посредников,
перед отделом снабжения которых и возникает задача заказа
широкого ассортимента товаров. Понятно, что выбирать несколько
десятков позиций с помощью виртуального магазина представляется
достаточно долгим и накладным занятием. Очевидно, что те
клиенты, которые по той или иной причине не пользуются возможностями
виртуального магазина, будут составлять заказ от руки или
с помощью Word, Excel и т.п. Что это значит? Это значит,
что наименования позиций будут написаны с ошибками, что
существенно добавит головной боли оператору, который такую
заявку будет обрабатывать. "Но что же получается?"
- спросит руководство у программиста. Если даже и удастся
создать виртуальный магазин, то многие заказчики не будут
им пользоваться? Не ограничиться ли нам вместо дорогостоящих
технологий простым прайс-листом в формате Excel? И посетители
будут довольны, и не потребуются затраты в разработку on-line
магазина? Относительно себя могу заметить, что никогда не
считал прайс-лист в формате Excel удобным для работы с ним
и составления заказов, особенно тогда, когда прайс разбит
на несколько страниц. Excel - не база данных, поэтому составлять
заявку на 80-100 позиций, бесконечно переключая листы прайса
и производя в них поиск, способен далеко не каждый оператор
ПК. Поэтому я всегда составляю заявки в 1С, что и подсказало
мне интересную идею - для удобства работы с большим каталогом
предлагаемых товаров, составления заказов и автоматической
обработки электронных заказов, необходимо предоставить клиентам
программу, которая, используя механизмы базы данных, будет
решать все эти вопросы. Первоначально такая программа была
выполнена на Delphi. И всё бы ничего, но для работы базы
данных требовались библиотеки BDE, размер которых в архиве
составлял более 3Mb. В итоге размер пакета приблизился к
4Mb, что никак не способствовало его широкому распространению
посредством Интернета. Поэтому было принято решение переписать
программу на JavaScript под IE, после чего размер архива
программы и каталога в сумме составил чуть больше 50kb.
В каталог входит более 2000 наименований товаров. Файл заказа
представляет собой обычный текстовой файл, размер которого
составляет примерно 1 kb на 100-120 позиций, если позиции
не содержат наименования товара. Заказ обрабатывается автоматически
в 1С. По функциональности и быстродействию программа значительно
превышает возможности on-line магазинов. Таким образом,
проблема удобства заказа товаров была частично решена.
Если Вас интересует более полная информация
об этой программе, то прошу направлять запрос
по адресу:actech@rambler.ru
Copyright © 2016