E-Commerce: когда нужно искать альтернативу электронному магазину?

12.11.2005
Если Вы занимаетесь электронной коммерцией, и Вам кажется, что виртуальный магазин и электронный прайс-лист на сайте - наилучшее решение для Вашей организации и Ваших заказчиков, то советую ознакомиться с приведённым ниже авторским материалом, в котором рассказывается об альтернативном решении.
В настоящее время многие организации уже поняли те выгоды, которые может принести грамотно спланированная электронная коммерция в Интернете. Основная задача электронной коммерции - осуществить связь между поставщиками и потребителями посредством сетевых технологий. Поэтому здесь необходимо учитывать удобство работы с системой, как самих поставщиков, так и их клиентов. Не будем касаться многочисленных аспектов, которые влияют на данный успех, а рассмотрим одну из технологий, которая лежит в основе интернет-коммерции - виртуальный магазин. Виртуальный магазин должен обеспечивать посетителя всеми необходимыми инструментами, с помощью которых он сможет производить поиск товаров и получать информацию о них, составить заказ и направить его по e-mail на обработку. Отсюда следует, что виртуальный магазин должен включать в себя рубрицированный каталог товаров, поисковый механизм, форму регистрации покупателей, корзину заказа и т.д. Чаще всего его разрабатывают на серверных технологиях - Perl, PHP, MySQL, поддержка которых провайдером осуществляется за дополнительную плату. Кроме того, разработка виртуального магазина - весьма не тривиальная задача, поэтому на многих сайтах можно увидеть лишь статические каталоги на нескольких страницах, которые, в лучшем случае, содержат ссылки на фотографии и описания товаров. Понятно, что поиск или фильтрация записей в таком каталоге потребует от посетителя много сил и времени, не говоря уже об оплате доступа в Интернет. Можно ли построить виртуальный магазин без привлечения серверных технологий? Одно из решений состоит в использовании JavaScript. С его помощью можно построить небольшой виртуальный магазин на клиенте, но размер файла данных для него будет ограничен размером 100-200 kb - примерно 1000-2000 записей. Понятно, что далеко не все посетители могут позволить себе даже разовую подкачку такого объёма данных. Значит, более или менее реальный объём такого магазина будет включать приблизительно 500 записей - 50 kb. При этом он может содержать короткие ссылки на описания и миниатюрные фотографии товара.
Мы рассмотрели лишь некоторые проблемы, которые возникают перед разработчиками. Теперь рассмотрим ситуацию с позиции посетителя виртуального магазина, характер деятельности которого на ресурсе определяется следующими факторами:
  • Стоимость доступа в Интернет
  • Скорость канала связи
  • Характер заказа (большой или маленький ассортимент, знакомый или незнакомый товар, товар широкого потребления или специализированный и др.)
  • Навыки при работе с ресурсом такого типа
  • Удобство работы с ним
Первые три пункта определяют саму возможность работы покупателей с электронным магазином, оставшиеся - удобством работы с ним. При этом "Характер заказа" играет ключевую роль. Действительно, если необходимо заказать не более десятка известных покупателю позиций, и он предполагает, что они должны быть в каталоге, то виртуальный магазин работает неплохо. Но если нужно заказать 40-50 позиций, да к тому же покупатель не знает, есть ли они в каталоге или нет, то ситуация резко ухудшается? Предположим, что страница с результатами поиска "весит"50 kb. Предположим также, что для поиска 40 позиций требуется выполнить 30 запросов. Перемножив эти числа, получим 1500 kb. Добавим сюда ещё несколько загрузок промежуточных страниц и получим достаточно большой трафик. Значит, если рассматривать вопрос с технической стороны, то посетители, в своём большинстве, будут пользоваться виртуальным магазином тогда, когда они хотят заказать небольшое количество наименований товаров, имеют понятие о том, какой товар содержится в каталоге виртуального магазина, и его не сильно смущает стоимость трафика при работе с ресурсом, по сравнению с ожидаемой выгодой при работе с ним. Эти условия подходят для случаев как покупки частными лицами нескольких позиций, так и оптовой закупки небольшого ассортимента товаров другими поставщиками. А как быть в остальных случаях? В настоящее время в различных сегментах рынка можно увидеть много оптовых организаций, которые предлагают огромный ассортимент товаров. Данный товар предлагается конечному покупателю через поставщиков-посредников, перед отделом снабжения которых и возникает задача заказа широкого ассортимента товаров. Понятно, что выбирать несколько десятков позиций с помощью виртуального магазина представляется достаточно долгим и накладным занятием. Очевидно, что те клиенты, которые по той или иной причине не пользуются возможностями виртуального магазина, будут составлять заказ от руки или с помощью Word, Excel и т.п. Что это значит? Это значит, что наименования позиций будут написаны с ошибками, что существенно добавит головной боли оператору, который такую заявку будет обрабатывать. "Но что же получается?" - спросит руководство у программиста. Если даже и удастся создать виртуальный магазин, то многие заказчики не будут им пользоваться? Не ограничиться ли нам вместо дорогостоящих технологий простым прайс-листом в формате Excel? И посетители будут довольны, и не потребуются затраты в разработку on-line магазина? Относительно себя могу заметить, что никогда не считал прайс-лист в формате Excel удобным для работы с ним и составления заказов, особенно тогда, когда прайс разбит на несколько страниц. Excel - не база данных, поэтому составлять заявку на 80-100 позиций, бесконечно переключая листы прайса и производя в них поиск, способен далеко не каждый оператор ПК. Поэтому я всегда составляю заявки в 1С, что и подсказало мне интересную идею - для удобства работы с большим каталогом предлагаемых товаров, составления заказов и автоматической обработки электронных заказов, необходимо предоставить клиентам программу, которая, используя механизмы базы данных, будет решать все эти вопросы. Первоначально такая программа была выполнена на Delphi. И всё бы ничего, но для работы базы данных требовались библиотеки BDE, размер которых в архиве составлял более 3Mb. В итоге размер пакета приблизился к 4Mb, что никак не способствовало его широкому распространению посредством Интернета. Поэтому было принято решение переписать программу на JavaScript под IE, после чего размер архива программы и каталога в сумме составил чуть больше 50kb. В каталог входит более 2000 наименований товаров. Файл заказа представляет собой обычный текстовой файл, размер которого составляет примерно 1 kb на 100-120 позиций, если позиции не содержат наименования товара. Заказ обрабатывается автоматически в 1С. По функциональности и быстродействию программа значительно превышает возможности on-line магазинов. Таким образом, проблема удобства заказа товаров была частично решена.
Если Вас интересует более полная информация об этой программе, то прошу направлять запрос по адресу:actech@rambler.ru
Оглавление
Copyright © 2016