Определение целей и постановка задачи

Прежде чем браться за выполнение той или иной работы необходимо четко понимать цели, которые необходимо достигнуть, выполняя ее, т.е. ответить на вопрос - зачем. В нашем случае вопрос будет звучать так: зачем нашей организации нужен сайт? Ответ на данный вопрос очень часто сводится к общим размышлением на тему, а зачем вообще нужны сайты? Согласитесь, что это два принципиально разных вопроса, поскольку в первом случае он имеет прямое отношение к области деятельности организации, а второй - простой обмен мнениями.
Для того чтобы ответить на данный вопрос необходимо рассмотреть все аспекты деятельности организации и окружающей ее среды, поскольку только в этом случае возможно эффективное планирование и создание сайта. Сначала следует произвести предварительный сбор, обработку и анализ информации, которая может пригодиться для дальнейшей работы. Особенно следует уделить внимание анализу уже существующих решений других организаций в данной области, стараясь найти связь и различия между реальным и виртуальным поведением рассматриваемой модели или поведения для определения удачных и неудачных решений. Полагаю, что вы не раз встречались с "заброшенными" сайтами, на которых информация не обновляется годами. И это, заметьте, произошло не только потому, что в данной организации нет специалиста необходимого уровня, а главным образом потому, что руководство самой организации не понимало цели его создания и затраты, необходимые для достижения поставленных целей. Обратите внимание на то, что необходимо рассматривать не только деятельность и интересы самой организации, но и деятельность внешней среды - потребителей, поставщиков, конкурентов и т.п., работа которых в большей или меньшей степени влияет на деятельность самой организации. Простой пример. Организация заказала сайт с обычным статическим каталогом товаров без фотографий, описаний и механизмом поиска товаров. Как увеличится эффективность ее работы? На 1-3%, поскольку сотрудникам организации будут вынуждены постоянно отвечать на вопросы клиентов по поводу различных характеристик товаров по телефону или e-mail. Как увеличится эффективность работы клиентов - 1-3%, поскольку им необходимо будет производить дополнительные действия для получения информации. С другой стороны, грамотно разработанный интернет-магазин и автоматизированная система учета и обработки заказов может существенно увеличить производительность их работы. Вероятность потери потенциальных клиентов в Интернете намного выше, чем в случае розничной торговли, поскольку посетитель может уйти на другой сайт (к конкуренту) без покупки "замечательного со всех сторон" товара. Тогда стоит ли разрабатывать сайт только потому, что он есть у конкурентов или потому, что так принято?
В этом примере затрагивается очень важный аспект любой деятельности на рынке товаров и услуг - сервисное обслуживание и его уровень, о чем будет сказано несколько позже.
После предварительной подготовки и определения целей можно перейти к постановке задачи, которая, в нашем случае, может звучать так:
Необходимо разработать сайт фирмы, который должен предоставлять посетителям информацию о предлагаемых фирмой товарах и контактную информацию. Проект должен быть разработан в кратчайшие сроки и с минимальными затратами.
или так:
Необходимо разработать интернет-представительство организации, которое будет нацелено на продвижение ее торговой марки, расширению целевого рынка и организации сети региональных представительств. Для этого необходимо:
  • предоставить информацию о фирме, ее деятельности, режиме работы, новых поступлениях, новостях и др.
  • разместить рубрицированный каталог товаров с фотографиями и описаниями
  • обеспечить возможность поиска и заказа товаров
  • обеспечить информационную поддержку её партнерам, представителям и др.
Сразу скажу, что качество постановки задачи влияет на дальнейшее планирование проекта и зависит как от четкости ее формулировки, так и от подхода к ее составлению.
Постановка задачи производится с постепенным уточнением задач от общего к частному, т.е. сверху вниз. Обратный подход позволит произвести более четкую группировку подзадач по каждому направлению. Совместное применение данных подходов позволит более четко увидеть общую картину общего плана задач.
В итоге может получиться достаточно большой иерархический список, который необходимо обязательно составить в письменной форме для дальнейшей работы - составления плана работ, бюджета, графика работ и т.д.
Очень часто на этом этап предварительного планирования будущего ресурса и заканчивается, что приводит к следующим последствиям:
  • Огромные затраты усилий и времени на обновление проекта и его расширение - постановка задачи без учёта перспектив развития организации и ее сайта в условиях постоянного изменения внешней среды как результат неопределенности в общей стратегии развития и недоработки тактического планирования.
  • Слабая отдача от работы ресурса - не была учтена специфика деятельности фирмы и область её работы, не была изучена целевая аудитория посетителей и потребителей, бессистемная информационная и рекламно-маркетинговая стратегия и др.
  • Медленная работа ресурса - непродуманная рекламная политика, в результате которой произошла информационная перегрузка страниц. Просчёты в выборе подходящей технологии - не был произведён анализ аналогичных проектов в сети, их работа, достоинства и недостатки. Не рассматривались вопросы повышения эффективности работы ресурса и ожидаемая нагрузка на Web-сервер.
  • Отсутствие заказов с сайта - интерфейсные ошибки и недочёты в работе механизма всего ресурса из-за поверхностного рассмотрения специфики и ограничений Web-среды, информационной и функциональной архитектуры и т.п.
  • Увеличение нагрузки на различные отделы организации, из-за непродуманных и неэффективных механизмов работы всей информационной системы организации и слабой связи между её отдельными составляющими.
  • Потеря марочной идентичности, капитала бренда, связи между реальным и виртуальным образом фирмы и т.д.
Поскольку, в общем случае, процесс планирования и разработки сайта происходит последовательно, то ошибки на одном этапе будут влиять на все последующие этапы, в худшем случае суммируясь с ними. Для устранения этого применяются петли обратной связи, которые охватывают несколько этапов проектирования и позволяют пройти их снова для устранения или уменьшения возникших в предыдущем варианте ошибок и недочётов. Понятно, что предварительный этап сбора и анализа информации, определения целей и постановки задачи является стратегическим, т.е. именно здесь закладывается базовая концепция всего проекта и его перспективы дальнейшего развития. Техническая сторона проекта может изменяться, поскольку технологии не стоят на месте и постоянно развиваются, однако именно стратегические цели и являются теми опорными точками, на которые ориентирована деятельность всей организации.
Оглавление
Copyright © 2016