Определение целей и постановка задачи
Прежде чем браться за выполнение той или иной работы необходимо
четко понимать цели, которые необходимо достигнуть, выполняя
ее, т.е. ответить на вопрос - зачем. В нашем случае вопрос
будет звучать так: зачем нашей организации нужен сайт? Ответ
на данный вопрос очень часто сводится к общим размышлением
на тему, а зачем вообще нужны сайты? Согласитесь, что это
два принципиально разных вопроса, поскольку в первом случае
он имеет прямое отношение к области деятельности организации,
а второй - простой обмен мнениями.
Для того чтобы ответить на данный вопрос необходимо рассмотреть
все аспекты деятельности организации и окружающей ее среды,
поскольку только в этом случае возможно эффективное планирование
и создание сайта. Сначала следует произвести предварительный
сбор, обработку и анализ информации, которая может пригодиться
для дальнейшей работы. Особенно следует уделить внимание
анализу уже существующих решений других организаций в данной
области, стараясь найти связь и различия между реальным
и виртуальным поведением рассматриваемой модели или поведения
для определения удачных и неудачных решений. Полагаю, что
вы не раз встречались с "заброшенными" сайтами,
на которых информация не обновляется годами. И это, заметьте,
произошло не только потому, что в данной организации нет
специалиста необходимого уровня, а главным образом потому,
что руководство самой организации не понимало цели его создания
и затраты, необходимые для достижения поставленных целей.
Обратите внимание на то, что необходимо рассматривать не
только деятельность и интересы самой организации, но и деятельность
внешней среды - потребителей, поставщиков, конкурентов и
т.п., работа которых в большей или меньшей степени влияет
на деятельность самой организации. Простой пример. Организация
заказала сайт с обычным статическим каталогом товаров без
фотографий, описаний и механизмом поиска товаров. Как увеличится
эффективность ее работы? На 1-3%, поскольку сотрудникам
организации будут вынуждены постоянно отвечать на вопросы
клиентов по поводу различных характеристик товаров по телефону
или e-mail. Как увеличится эффективность работы клиентов
- 1-3%, поскольку им необходимо будет производить дополнительные
действия для получения информации. С другой стороны, грамотно
разработанный интернет-магазин и автоматизированная система
учета и обработки заказов может существенно увеличить производительность
их работы. Вероятность потери потенциальных клиентов в Интернете
намного выше, чем в случае розничной торговли, поскольку
посетитель может уйти на другой сайт (к конкуренту) без
покупки "замечательного со всех сторон" товара.
Тогда стоит ли разрабатывать сайт только потому, что он
есть у конкурентов или потому, что так принято?
В этом примере затрагивается очень важный аспект любой деятельности на рынке товаров и услуг - сервисное обслуживание и его уровень, о чем будет сказано несколько позже.
После предварительной подготовки и определения целей можно перейти к постановке задачи, которая, в нашем случае, может звучать так:
Необходимо разработать сайт фирмы, который должен предоставлять посетителям информацию о предлагаемых фирмой товарах и контактную информацию. Проект должен быть разработан в кратчайшие сроки и с минимальными затратами.
или так:
Необходимо разработать интернет-представительство организации, которое будет нацелено на продвижение ее торговой марки, расширению целевого рынка и организации сети региональных представительств. Для этого необходимо:
- предоставить информацию о фирме, ее деятельности, режиме работы, новых поступлениях, новостях и др.
- разместить рубрицированный каталог товаров с фотографиями и описаниями
- обеспечить возможность поиска и заказа товаров
- обеспечить информационную поддержку её партнерам, представителям и др.
Сразу скажу, что качество постановки задачи влияет на дальнейшее планирование проекта и зависит как от четкости ее формулировки, так и от подхода к ее составлению.
Постановка задачи производится с постепенным уточнением
задач от общего к частному, т.е. сверху вниз. Обратный подход
позволит произвести более четкую группировку подзадач по
каждому направлению. Совместное применение данных подходов
позволит более четко увидеть общую картину общего плана
задач.
В итоге может получиться достаточно большой иерархический список, который необходимо обязательно составить в письменной форме для дальнейшей работы - составления плана работ, бюджета, графика работ и т.д.
Очень часто на этом этап предварительного планирования будущего ресурса и заканчивается, что приводит к следующим последствиям:
- Огромные затраты усилий и времени на обновление проекта и его расширение - постановка задачи без учёта перспектив развития организации и ее сайта в условиях постоянного изменения внешней среды как результат неопределенности в общей стратегии развития и недоработки тактического планирования.
- Слабая отдача от работы ресурса - не была учтена специфика деятельности фирмы и область её работы, не была изучена целевая аудитория посетителей и потребителей, бессистемная информационная и рекламно-маркетинговая стратегия и др.
- Медленная работа ресурса - непродуманная рекламная политика, в результате которой произошла информационная перегрузка страниц. Просчёты в выборе подходящей технологии - не был произведён анализ аналогичных проектов в сети, их работа, достоинства и недостатки. Не рассматривались вопросы повышения эффективности работы ресурса и ожидаемая нагрузка на Web-сервер.
- Отсутствие заказов с сайта - интерфейсные ошибки и недочёты в работе механизма всего ресурса из-за поверхностного рассмотрения специфики и ограничений Web-среды, информационной и функциональной архитектуры и т.п.
- Увеличение нагрузки на различные отделы организации, из-за непродуманных и неэффективных механизмов работы всей информационной системы организации и слабой связи между её отдельными составляющими.
- Потеря марочной идентичности, капитала бренда, связи между реальным и виртуальным образом фирмы и т.д.
Поскольку, в общем случае, процесс планирования и разработки
сайта происходит последовательно, то ошибки на одном этапе
будут влиять на все последующие этапы, в худшем случае суммируясь
с ними. Для устранения этого применяются петли обратной
связи, которые охватывают несколько этапов проектирования
и позволяют пройти их снова для устранения или уменьшения
возникших в предыдущем варианте ошибок и недочётов. Понятно,
что предварительный этап сбора и анализа информации, определения
целей и постановки задачи является стратегическим, т.е.
именно здесь закладывается базовая концепция всего проекта
и его перспективы дальнейшего развития. Техническая сторона
проекта может изменяться, поскольку технологии не стоят
на месте и постоянно развиваются, однако именно стратегические
цели и являются теми опорными точками, на которые ориентирована
деятельность всей организации.
Copyright © 2016