Введение: преимущества и недостатки интернет-коммерции
Возможность представления информации в электронном виде
открывает новые горизонты в области рекламно-информационного
воздействия на потребителей. Чем же оно отличается от традиционных
способов подачи информации в газетах и журналах, на радио
и телевидении, рассылки по факсу и др.?
Низкая стоимость. В общем случае, для размещения
электронной информации потребуются следующее: телефонная
линия, модем и интернет-карта или выделенный канал. Как
правило, телефонный номер у организации уже имеется. Поскольку
приобретение модема является разовой покупкой, то основные
затраты будут определяться стоимостью интернет-услуг, которые,
в зависимости от тарифного плана, могут быть весьма незначительными.
Газеты также предоставляют услуги по размещению на своих
площадях бесплатных объявлений, но они состоят, как правило,
из нескольких строк, в то время как на сайт можно поместить
полную информацию о деятельности фирмы, о товарах и услугах,
которые она предлагает, но отношение стоимости к объему
информации в этом случае значительно выше. Второй вариант,
- выделенный канал, может потребовать значительных финансовых
вложений. Однако удобство работы и отдача от его использования
будет несравнимо больше, чем при использовании модема с
низкой скоростью доступа и постоянных обрывов связи.
Доступность для потребителей. Пока ещё рано говорить
о всеобщей распространённости и доступности Интернета для
рядового гражданина нашей страны, однако, размер сети увеличивается
с каждым днём. Кроме того, в отличие от печатных изданий,
радио, телевидения и др., Интернет предоставляет пользователям
намного больше информации, которая является бесплатной или
условно бесплатной. Всё идёт к тому, что любую информацию
пользователь сможет получать, не отходя от компьютера, что
наряду со значительными удобствами может привести к серьёзным
последствиям из-за потери связи с реальным миром.
Отсутствие ограничения информационного пространства. Для того чтобы
дать возможность потребителю ознакомиться с предлагаемым
фирмой ассортиментом товара, необходимо выделить для его
демонстрации либо дорогостоящее время в эфире, как в случае
с телевидением или радио, либо место, как в случае с печатной
продукцией. Понятно, что только иллюстрированный каталог
может соперничать по информативности с электронным каталогом.
Однако стоимость первого будет несравнимо больше стоимости
второго, особенно в тех случаях, когда фирма предлагает
широкий ассортимент специализированного товара, который
будет интересен достаточно узкому кругу потребителей.
Высокая плотность и направленность информации (концентрация). Используя
различные алгоритмы форматирования информации, можно добиться
весьма эффективного её размещения на страницах сайта (таблицы,
списки, этикетки, комбинированные рекламно-информационные
блоки и т.п.), тогда как для размещения информации в печатном
издании выделяются модули определённого типоразмера. При
этом в случае модульной или строчной рекламы, информация
будет "теряться" в расположенных рядом сообщениях конкурентов,
что несколько затрудняет направленное информационное воздействие
на читателей. На электронном ресурсе можно полностью освободиться
от этого.
Высокая скорость обновления информации и доступа к ней.
Обновление информации на сайте происходит за считанные секунды,
что устраняет зависимость от служб доставки её конечному
потребителю. Если поддержка сайта осуществляется грамотным
специалистом и надёжным провайдером, то информация на нем
будет доступна круглосуточно. Замечу, что доступность информации
имеет эффект только в том случае, если происходит ее своевременное
обновление, что, увы, производится далеко не на всех ресурсах.
Но поражает не это, а то, что в литературе по Web-дизайну
данная проблема практически не рассматривается. Многие забывают,
что информация важна тогда, когда она поступает вовремя.
Действительно, какой смысл в том, чтобы затратить усилия
на разработку сайта и не поддерживать его?
Эффективность обновления информации можно существенно увеличить с помощью вспомогательных программ и интерфейсов, которые будут производить автоматическую синхронизацию локальной и удаленной версий.
Большое время воздействия на потребителя. Увеличение времени воздействия
информации на потребителя, размещённой на электронном ресурсе,
происходит благодаря возможности повторного обращения к
ней. Для телевидения длительность прямого воздействия рекламы,
в целом, определяется временем её показа, поскольку после
окончания рекламного вставки нет никакой возможности её
просмотреть опять (конечно, если не производилась её запись),
для еженедельных газет - несколько дней, для ежемесячных
журналов - несколько месяцев. Печатную информацию можно
хранить, но производить поиск в кипе бумаги - достаточно
долгое и утомительное занятие, тогда как на грамотно спроектированном
ресурсе её можно будет найти в архиве за пару минут.
Быстрая и удобная работа с информацией. Рубрицированный
каталог и поисковая система на сайте позволяют быстро находить
интересующую посетителя информацию, в отличие от многостраничного
печатного каталога, в котором необходимо перелистывать большое
количество страниц. Кроме этого, посетителю доступно программное
обеспечение, которое позволяет легко производить сбор, накопление,
обработку и упорядочивание огромного количества различной
информации. Высокоскоростной обмен информацией - необходимость
современной жизни и деловой среды в частности.
Интерактивность. Недостаток теле- и радиорекламы заключается в том,
что телезритель или слушатель не может влиять на её подачу
и переходить к заинтересовавшей его информации, а вынужден
воспринимать готовую рекламную последовательность. Можно
сказать, что радио и телевидение являются системами последовательного
информационного воздействия на аудиторию. Печатная продукция
позволяет читателю свободно переходить от одной страницы
к другой - произвольный доступ. Электронный вариант имеет
ещё большую интерактивность, поскольку позволяет осуществлять
переход и обратную связь в реальном времени.
Возможность повторного использования информации. У читателя есть возможность
ограниченного редактирования материала, но для дальнейшей
работы с ним необходимо либо его сканировать и распознавать,
либо набивать вручную на компьютере. Типичным примером может
послужить получение прайс-листа по факсу, когда приходится
затрачивать большие усилия и время на его оформление в удобную
для дальнейшего использования электронную форму.
К недостаткам представления информации в электронном виде можно отнести следующие:
- относительно небольшая аудитория потребителей, по сравнению с аудиторией традиционных носителей информации, рост которой ограничивается стоимостью и качеством предоставляемых интернет-услуг. На это влияет и определённый консерватизм потребителей, обусловленный теми или иными причинами.
- несколько меньшая наглядность по сравнению с телевизионным роликом, проблемы с использованием музыкального и голосового сопровождения, которое оказывает дополнительное воздействие на посетителей и др.
- сложности в построении грамотного и удобного в использовании ресурса, поскольку достаточно трудно совместить функциональность и доступность ресурса для пользователей, которые, с одной стороны, не имеют даже минимально необходимых навыков работы в Интернете, а с другой стороны, не желают затрачивать время на изучение различных справок по работе с ресурсом.
- чтение текста на экране монитора достаточно утомительное занятие.
Copyright © 2016