Введение: преимущества и недостатки интернет-коммерции

Возможность представления информации в электронном виде открывает новые горизонты в области рекламно-информационного воздействия на потребителей. Чем же оно отличается от традиционных способов подачи информации в газетах и журналах, на радио и телевидении, рассылки по факсу и др.?
Низкая стоимость. В общем случае, для размещения электронной информации потребуются следующее: телефонная линия, модем и интернет-карта или выделенный канал. Как правило, телефонный номер у организации уже имеется. Поскольку приобретение модема является разовой покупкой, то основные затраты будут определяться стоимостью интернет-услуг, которые, в зависимости от тарифного плана, могут быть весьма незначительными. Газеты также предоставляют услуги по размещению на своих площадях бесплатных объявлений, но они состоят, как правило, из нескольких строк, в то время как на сайт можно поместить полную информацию о деятельности фирмы, о товарах и услугах, которые она предлагает, но отношение стоимости к объему информации в этом случае значительно выше. Второй вариант, - выделенный канал, может потребовать значительных финансовых вложений. Однако удобство работы и отдача от его использования будет несравнимо больше, чем при использовании модема с низкой скоростью доступа и постоянных обрывов связи.
Доступность для потребителей. Пока ещё рано говорить о всеобщей распространённости и доступности Интернета для рядового гражданина нашей страны, однако, размер сети увеличивается с каждым днём. Кроме того, в отличие от печатных изданий, радио, телевидения и др., Интернет предоставляет пользователям намного больше информации, которая является бесплатной или условно бесплатной. Всё идёт к тому, что любую информацию пользователь сможет получать, не отходя от компьютера, что наряду со значительными удобствами может привести к серьёзным последствиям из-за потери связи с реальным миром.
Отсутствие ограничения информационного пространства. Для того чтобы дать возможность потребителю ознакомиться с предлагаемым фирмой ассортиментом товара, необходимо выделить для его демонстрации либо дорогостоящее время в эфире, как в случае с телевидением или радио, либо место, как в случае с печатной продукцией. Понятно, что только иллюстрированный каталог может соперничать по информативности с электронным каталогом. Однако стоимость первого будет несравнимо больше стоимости второго, особенно в тех случаях, когда фирма предлагает широкий ассортимент специализированного товара, который будет интересен достаточно узкому кругу потребителей.
Высокая плотность и направленность информации (концентрация). Используя различные алгоритмы форматирования информации, можно добиться весьма эффективного её размещения на страницах сайта (таблицы, списки, этикетки, комбинированные рекламно-информационные блоки и т.п.), тогда как для размещения информации в печатном издании выделяются модули определённого типоразмера. При этом в случае модульной или строчной рекламы, информация будет "теряться" в расположенных рядом сообщениях конкурентов, что несколько затрудняет направленное информационное воздействие на читателей. На электронном ресурсе можно полностью освободиться от этого.
Высокая скорость обновления информации и доступа к ней. Обновление информации на сайте происходит за считанные секунды, что устраняет зависимость от служб доставки её конечному потребителю. Если поддержка сайта осуществляется грамотным специалистом и надёжным провайдером, то информация на нем будет доступна круглосуточно. Замечу, что доступность информации имеет эффект только в том случае, если происходит ее своевременное обновление, что, увы, производится далеко не на всех ресурсах. Но поражает не это, а то, что в литературе по Web-дизайну данная проблема практически не рассматривается. Многие забывают, что информация важна тогда, когда она поступает вовремя. Действительно, какой смысл в том, чтобы затратить усилия на разработку сайта и не поддерживать его?
Эффективность обновления информации можно существенно увеличить с помощью вспомогательных программ и интерфейсов, которые будут производить автоматическую синхронизацию локальной и удаленной версий.
Большое время воздействия на потребителя. Увеличение времени воздействия информации на потребителя, размещённой на электронном ресурсе, происходит благодаря возможности повторного обращения к ней. Для телевидения длительность прямого воздействия рекламы, в целом, определяется временем её показа, поскольку после окончания рекламного вставки нет никакой возможности её просмотреть опять (конечно, если не производилась её запись), для еженедельных газет - несколько дней, для ежемесячных журналов - несколько месяцев. Печатную информацию можно хранить, но производить поиск в кипе бумаги - достаточно долгое и утомительное занятие, тогда как на грамотно спроектированном ресурсе её можно будет найти в архиве за пару минут.
Быстрая и удобная работа с информацией. Рубрицированный каталог и поисковая система на сайте позволяют быстро находить интересующую посетителя информацию, в отличие от многостраничного печатного каталога, в котором необходимо перелистывать большое количество страниц. Кроме этого, посетителю доступно программное обеспечение, которое позволяет легко производить сбор, накопление, обработку и упорядочивание огромного количества различной информации. Высокоскоростной обмен информацией - необходимость современной жизни и деловой среды в частности.
Интерактивность. Недостаток теле- и радиорекламы заключается в том, что телезритель или слушатель не может влиять на её подачу и переходить к заинтересовавшей его информации, а вынужден воспринимать готовую рекламную последовательность. Можно сказать, что радио и телевидение являются системами последовательного информационного воздействия на аудиторию. Печатная продукция позволяет читателю свободно переходить от одной страницы к другой - произвольный доступ. Электронный вариант имеет ещё большую интерактивность, поскольку позволяет осуществлять переход и обратную связь в реальном времени.
Возможность повторного использования информации. У читателя есть возможность ограниченного редактирования материала, но для дальнейшей работы с ним необходимо либо его сканировать и распознавать, либо набивать вручную на компьютере. Типичным примером может послужить получение прайс-листа по факсу, когда приходится затрачивать большие усилия и время на его оформление в удобную для дальнейшего использования электронную форму.
К недостаткам представления информации в электронном виде можно отнести следующие:
  • относительно небольшая аудитория потребителей, по сравнению с аудиторией традиционных носителей информации, рост которой ограничивается стоимостью и качеством предоставляемых интернет-услуг. На это влияет и определённый консерватизм потребителей, обусловленный теми или иными причинами.
  • несколько меньшая наглядность по сравнению с телевизионным роликом, проблемы с использованием музыкального и голосового сопровождения, которое оказывает дополнительное воздействие на посетителей и др.
  • сложности в построении грамотного и удобного в использовании ресурса, поскольку достаточно трудно совместить функциональность и доступность ресурса для пользователей, которые, с одной стороны, не имеют даже минимально необходимых навыков работы в Интернете, а с другой стороны, не желают затрачивать время на изучение различных справок по работе с ресурсом.
  • чтение текста на экране монитора достаточно утомительное занятие.
Оглавление
Copyright © 2016